Лето 2019

Курс на здоровье

По данным страхового брокера Willis Towers Watson, к 2020 году более 80% компаний объявят здоровье сотрудников приоритетом. Ожидается существенный рост интереса к корпоративным льготам в сфере health & wellness. Мы поговорили с экспертами из компаний, которым уже знаком health-менеджмент.

Как это работает?

Вряд ли кто-то будет оспаривать полезность оздоровительных программ. По данным крупнейшей компании США в области медицинского страхования United Healthcare, 62% сотрудников, участвующих в оздоровительной программе в своей компании, сообщают о повышении производительности, 56% меньше болеют и 30% благодаря медицинским обследованиям смогли вовремя обнаружить проблему.

Наполнение оздоровительных программ может быть самым разным. Например, консалтинговая компания KPMG организовала трехдневный курс для всех британских аудиторов, известный как KPMG Audit University. Обязательные занятия включали ментальные практики и йогу, чтобы помочь сотрудникам справиться со стрессом. В шведской компании Björn Borg каждую пятницу все обязательно делают перерыв на занятие в тренажерном зале.

HR-эксперт Гузель Исмагилова рассказывает, что в России система управления здоровьем сотрудников получила активное развитие в последние 10 лет. Культура заботы о здоровье персонала становится неотъемлемым компонентом корпоративной культуры.

«В отличие от других льгот компании health-менеджмент не подвержен инфляции и существует независимо от стадий экономического цикла — это одна из причин, почему его так полюбили HR-специалисты. Health-менеджмент может начинаться с самых простых шагов, например, лекций о здоровом образе жизни, антистрессовых тренингов, советов по правильному питанию и т. д. Такие мероприятия не требуют больших вложений, но помогают сплотить коллектив: новые темы
и интересы дают почву для общения», — отмечает Гузель Исмагилова.

Немного о цифрах

Забота о здоровье сотрудников привлекательна для работодателя не только с точки зрения HR-бренда, но и по экономическим причинам. Каждый день больничного грозит бизнесу финансовыми потерями. Например, по данным Центра по контролю и профилактике заболеваний, только в 2016 году экономика США понесла издержки в 2 млрд $ из-за невыхода сотрудников на работу по причине болезни.

Здоровье и самочувствие сотрудника влияет на успех компании. принципы ЗОЖ повышают производительность труда и улучшают атмосферу в офисе

От ДМС к здоровому образу жизни

У российских компаний самым популярным форматом health-менеджмента пока остается полис ДМС. По данным аналитического центра НАФИ, ДМС включено в компенсационный пакет примерно трети российских компаний. Однако сегодня наблюдается тенденция перехода работодателей от предоставления услуг лечебной медицины к профилактике и популяризации здорового образа жизни. «Предотвращение заболеваний обходится компаниям дешевле и приносит больший  эффект, чем лечение сотрудников», — рассказывает Александра Герасимова, основатель единого фитнес-абонемента FITMOST.

Благодаря собственной wellness-программе компания Johnson & Johnson в течение шести лет сэкономила порядка 250 млн $. Аналогичная программа, реализуемая в SAS Institute, сократила ротацию кадров до 4 % и позволила компании войти в число лучших работодателей.

Самый простой, но не самый эффективный путь в этом случае — корпоративный абонемент в фитнес-клуб. По данным Superjob.ru, интерес российских компаний к этому виду компенсаций падает. Если в 2014 году 12 % компаний оплачивали своим сотрудникам фитнес-клуб или бассейн, то в 2018-м — уже 8 %.

А вот запрос на персонализацию корпоративных спортивных программ растет, говорит Александра Герасимова. «Основная проблема, которая мешает развитию персонализированных корпоративных спортивных программ в России — это сложность их внедрения. Все сотрудники хотят заниматься разными видами спорта, посещать тренировки по удобному для них графику, но заключение индивидуального договора с каждым клубом занимает много времени и усилий», — отмечает эксперт.

Одним из решений для компаний становится формат единых фитнес-абонементов. Они объединяют в себе сотни спортивных студий и центров разных направленностей: от фитнес-центров и бассейнов до студий йоги, батутов и скалодромов. Благодаря этому каждый сотрудник находит для себя подходящие занятия и может посещать несколько секций одновременно. Позволить такие программы могут и крупный, и малый бизнес. Их стоимость зависит от выбранного компанией количества доступных для сотрудников услуг и занятий.

Культура счастья

В том, что health-менеджмент — это не только про спорт, уверен Митя Ефимов, тренер по радости и амбассадор йоги смеха в России. Уже пару лет он проводит в компаниях тренинги по йоге смеха, которые помогают сплотить команды, снять психологическое напряжение, развить эмоциональный интеллект участников.

«Такие мероприятия необходимы,чтобы сотрудники контролировали эмоции, справлялись со стрессом. Значительная часть заболеваний носит психосоматический характер, и смех помогает быстрее с ними справляться. В России мы проводили тренинги по йоге смеха в офисах таких крупных компаний, как Red Bull, «АльфаСтрахование», Qiwi», — рассказывает Ефимов.

Йогу смеха сложно назвать тренингом в общем понимании этого слова. Во время занятий сотрудники делают игровые упражнения, дыхательные практики из йоги, поют и танцуют. Для поддержания позитивного рабочего настроя есть различные упражнения. Самое яркое из них — объятия. Ефимов утверждает — когда сотрудники одной компании обнимают друг друга, они начинают больше доверять друг другу и превращаются в команду.

ЗОЖ — часть корпоративной культуры. когда в офисе принято активно проводить время с коллегами — это не только традиция, это тимбилдинг, это эффективность как на работе, так и вне ее

@-КЕЙС

АО «АльфаСтрахование» на протяжении нескольких лет помогает своим клиентам реализовывать комплексный подход к управлению здоровьем персонала. Мы видим, что отрасль компании влияет на заболевания сотрудников, поэтому профилактическая программа формируется (именно) по выявленным проблемам.

Исследование 2018 года показало, что 21% опрошенных отмечают повышение давления несколько раз в течение месяца, при этом лишь 5% процентов обследуются и получают профильную терапию. Анализ заболеваемости по кардиологическому профилю аналогично свидетельствуют о недообследованности сотрудников. Оцифрованные показатели позволяют нашим клиентам успешно инвестировать в здоровье коллектива.

Конфеты и печеньки на офисной кухне мы заменили на фрукты

Принципов health-менеджмента мы придерживаемся со дня основания компании. Для нас важно экологичное отношение к людям и окружающей среде, поэтому в офисе мы собираем и утилизируем батарейки, отказались от пластиковой посуды и бумажных полотенец. Конфеты и печеньки на кухне заменили на фрукты. 

Наши сотрудники подключены к программе ДМС, в которую мы планируем добавить фитнес. А пока участвуем в различных спортивных мероприятиях, например, играем в волейбол.

Отдельной программой и бюджетом проходит только ДМС для сотрудников. Остальные принципы интегрированы в корпоративную культуру на уровне ценностей и прослеживаются практически во всем: в подходах к процессам, дизайне офиса, отношениях между коллегами.

Думаю, каждый работодатель понимает, что люди — это ценный ресурс компании, поэтому важно заботиться об их здоровье, создать для них благоприятную среду. Наши KPI довольно простые: снизить количество и продолжительность больничных, увеличить лояльность сотрудников и привлечь в команду новых игроков, разделяющих ценности агентства.

Полина Третьяк
hr-менеджер агентства i.com
Далее в номере
Время чтения 2 мин
Вода + экстрим
Нырять в пещеры и ловить ветер
Время чтения 2 мин
Пять ситуаций, которые можно «продышать»
Простые и полезные упражнения
загрузить еще