Весна / Лето 2020

Лидеры нашего времени

Лидерство — это одна из наиболее спорных тем. Вместе с нашими экспертами обсуждаем, кто такой настоящий лидер и в чем его роль в бизнесе.

— Как вы понимаете, кто такой  современный лидер? Что вы вкладываете в это понятие?

Юлия Борисова Директор по развитию и операционной эффективности ООО «Центр корпоративных решений»

«Современный лидер — это человек, который способен вывести осознанность команды на принципиально новый уровень, позволяющий достигать цели не только команды/компании, но и каждого из участников, наиболее оптимальным путем с минимальным хаосом внутри системы».


Татьяна Кольцова Руководитель направления HR-брендинга сети клиник косметологии и пластической хирургии «ЛИНЛАЙН»

«Лидерство — это умение вести людей за собой, и в этом заложено много смыслов. Лидерство может быть формальным и неформальным, вертикальным, когда есть официальные административные полномочия, и горизонтальным, когда это проектная работа.

В нашей сети клиник мы даем возможность сотрудникам раскрыть лидерский потенциал и проявить себя. Например, всегда поддерживаем и финансируем создание проектных групп по инициативе сотрудников».

Анастасия Перелыгина Руководитель HR-направления образовательного холдинга «Нетология-групп»

«Это человек, который отвечает за результат, — в узком смысле. В широком — за свои действия, своей команды и последствия этих действий.

Набор компетенций, присущих лидеру, со временем меняется. Если раньше считалось, что лидер должен вести за собой, что подразумевало наличие сильных коммуникативных навыков, стратегического видения, то сегодня, когда "люди — новая нефть", все ярче проявляется роль лидера как наставника.

Это означает, что лидеру необходимо развивать в первую очередь себя: свою осознанность, навыки саморегуляции и так называемые soft skills, потому что без работы над собственным развитием эффективно заниматься развитием других не получится. Можно передать или научить только тому, что умеешь сам».


Александр Вальцев Основатель проекта SF Education

«Современный лидер — это человек, который умеет мотивировать коллектив на подвиги, точно зная слабые и сильные стороны каждого. Однако мотивация идет не через формулировку "начальник — подчиненный — нужно выполнить", а через эффективное управление навыками каждого сотрудника под конкретную задачу. Иными словами, лидер дает возможность реализовывать сильные стороны человека».

«Моя работа — это не быть простым для людей. Моя работа — это брать тех замечательных людей, что у нас есть, и подталкивать их и делать их еще лучше» (Стив Джобс)

— В чем роль современного лидера? В чем его отличие от руководителя/менеджера?

Юлия Борисова Директор по развитию и операционной эффективности ООО «Центр корпоративных решений»

«Исполнения классических функций менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль) уже недостаточно. Требуется навык вдохновлять команды на воплощение общего видения, который принципиально отличается от мотивации на достижение целей, т. к. способствует формированию самоорганизующихся и самоуправляемых команд в VUCA-мире».


Татьяна Кольцова Руководитель направления HR-брендинга сети клиник косметологии и пластической хирургии «ЛИНЛАЙН»

«Современный лидер — это человек, вовлеченный в работу и обладающий стратегическим видением. Он вкладывает в работу частичку души, и люди это чувствуют. При сочетании лидерских способностей и менеджерских компетенций формируется корпоративная культура, в основе которой должны быть такие качества, как ответственность, инициативность и работа на результат. Задача HR-подразделения — оценить лидерский потенциал сотрудника при выдвижении его на руководящую должность.

Основной вопрос в том, можно ли научить человека быть лидером или это врожденная характеристика, которую можно только развить. У нас в компании 80 % руководителей выросли из линейных сотрудников. Если в компании есть соответствующая для роста среда, а у сотрудника — желание расти и развиваться, то он сможет развить свой лидерский потенциал. Но, конечно, важно, чтобы этот потенциал у человека изначально был».


Анастасия Перелыгина Руководитель HR-направления образовательного холдинга «Нетология-групп»

«Менеджер — характеристика человека относительно его профессиональной деятельности. Лидер — это про компетенции и личностные качества. Можно быть менеджером, но не быть лидером, и наоборот».


Александр Вальцев Основатель проекта SF Education

«Современный лидер занимается формированием команды и ее мотивацией. Кроме того, он берет на себя выстраивание общей стратегии бизнеса. В отличие от него, менеджер отвечает за практическую реализацию стратегии, основываясь на конкретных количественных показателях».

Лидеры, которые постоянно адаптируются к рыночным изменениям, являются ключом к успеху бизнеса

— Многие источники говорят, что подходы к лидерству меняются — все больше внимания уделяется развитию отношений: лидер должен мотивировать, прежде чем вести. На другом полюсе — опора на инструкции, административные полномочия. Где, по-вашему, баланс?

Юлия Борисова Директор по развитию и операционной эффективности ООО «Центр корпоративных решений»

«Лидер — это тот, за кем пошли и идут. Соответственно, он умеет подбирать ключик к каждому. Иногда нужны инструкции, иногда — моральная поддержка. Баланс сугубо индивидуален для каждой конкретной организации и текущей ситуации. Однако лидер не должен быть формальным менеджером, выдающим рецепты-инструкции, более того, часто в нашем мире это губительно. Скорее он должен помочь группе найти собственное решение наиболее подходящим путем».


Татьяна Кольцова Руководитель направления HR-брендинга сети клиник косметологии и пластической хирургии «ЛИНЛАЙН»

«Лидерство — это всегда баланс. Руководитель должен мотивировать и выстраивать отношения с командой, но при этом основная цель все-таки достижение бизнес-результата и поставленных целей. С опорой только на одни инструкции сверхдостижений не получить — не будет вовлеченности и инициативы сотрудников, что обычно приводит к посредственным результатам».

Анастасия Перелыгина Руководитель HR-направления образовательного холдинга «Нетология-групп»

«Баланс индивидуален и зависит от двух вещей:

  • осознания себя — как лидер понимает свою мотивацию, сильные стороны и ограничения;
  • контекста, в котором лидер действует.

Например, развивать отношения на производстве нужно, но очевидно, что без регламентов и субординации не обойтись. Помимо специфики отрасли и задач, контекст создают окружающие люди.

Лидер должен этот контекст хорошо понимать, чувствовать и соизмерять со своими возможностями, чтобы выбирать оптимальную стратегию».


Александр Вальцев Основатель проекта SF Education

«Баланс в данном случае — это два человека, каждый из которых занимается своим делом, поскольку для качественной работы всей команды, да и компании в целом, нужен системный подход. Лидер занимается мотивацией, берет на себя понимание причинно-следственных поведенческих факторов и способов работы с сотрудниками. Менеджер работает с инструкциями, выстраивает четкие и прозрачные процессы. Подобная синергия позволяет соединить жесткость процессов с гибкостью человеческой психики».


Какими качествами обладает лидер?

  • 62 % Может вести за собой.
  • 53 % Умеет организовать команду.
  • 35 % Пользуется уважением среди коллег.
  • 32 % Достиг высокого уровня профессионализма.

Источник: ВЦИОМ


— Как, на ваш взгляд, соотносятся лидерство и KPI?

Юлия Борисова Директор по развитию и операционной эффективности ООО «Центр корпоративных решений»

«Я не видела ни одного KPI, который измерял бы "градус" лидерства. Система KPI — это прежде всего система менеджмента. И хорошо бы, чтобы все менеджеры были лидерами, но в современном мире это не так. Поэтому KPI нужны, чтобы изменять путь и принимать решения по его корректировке, а лидер — для того, чтобы команда была нацелена на постановку целей, ведущих организацию к развитию».


Татьяна Кольцова Руководитель направления HR-брендинга сети клиник косметологии и пластической хирургии «ЛИНЛАЙН»

«KPI позволяют сфокусироваться на главном, у нас есть показатели эффективности для всех категорий сотрудников, от администратора до маркетолога. Лидерский потенциал и драйв должны быть подкреплены реальными результатами работы, а за самый лучший результат должно быть справедливое вознаграждение».

Анастасия Перелыгина  Руководитель HR-направления образовательного холдинга «Нетология-групп»

«Прямо никак не соотносятся. KPI — это один из инструментов управления деятельностью. Управленцу полезно владеть как можно большим количеством таких инструментов и выбирать подходящие для решения конкретных задач».


Александр Вальцев Основатель проекта SF Education

«Если у лидерства нет KPI — это не лидерство. На мой взгляд, к лидеру применимы следующие KPI:

  1. умение находить, формировать, удерживать команду в стабильном и рабочем состоянии;
  2. увеличение выручки от месяца к месяцу, от года к году — как результат качественно мотивированной команды;
  3. умение раскрыть в сотрудниках лучшие качества — что при должном подходе приведет к стабильному повышению рабочих показателей;
  4. умение отойти от микроменеджмента и стратегически смотреть на вещи, так называемый Helicopter view — лидер должен заниматься картиной в целом, а не микрозадачами вроде отслеживания времени, которое сотрудник провел не на рабочем месте».
Понятия «лидер» и «руководитель» часто употребляются как синонимы. Но они не тождественны. Лидерство — психологический феномен, руководство — управленческий 

— Проводите ли вы в компании специальные программы развития лидеров и на чем вы делаете упор?

Татьяна Кольцова Руководитель направления HR-брендинга сети клиник косметологии и пластической хирургии «ЛИНЛАЙН»

«Наши руководители ежегодно проходят трехдневный лидерский тренинг. Также на ежегодной аттестации мы выявляем новых звезд, потенциальный кадровый резерв с лидерским потенциалом и желанием расти и развиваться в компании и включаем их в новые проекты. Специфика нашей компании в том, что у нас достаточно плоская оргструктура, но при этом мы создаем много возможностей для проектной работы. Например, наш администратор может стать тренером учебного центра или раскрыть в себе талант переводчика на международной выставке. Мы поощряем и финансово мотивируем такие инициативы».


Александр Вальцев Основатель проекта SF Education

«Один из ключевых навыков лидерства, которые мы стараемся развивать у сотрудников, — умение понимать сильные и слабые стороны каждого и, исходя из этого, выстраивать бизнес-процессы. К примеру, очень странно требовать от сотрудника быстрого создания таблиц и аналитики по ним, если он обладает креативным мышлением. Естественно, такой сотрудник будет выполнять подобную задачу гораздо дольше, чем коллега с техническим мышлением. Настоящий лидер это понимает, поэтому при стратегическом планировании того или иного проекта четко выстраивает матрицу задач. Это как минимум позволяет не сорвать сроки. А как максимум — выполнить задачу на все 100 %. Есть ряд прецедентов, когда клиенты, пройдя наши образовательные курсы по развитию гибких навыков, настолько увлеклись идеей и ценностями компании, которые мы транслируем, что стали частью нашей команды».

Далее в номере
Время чтения мин
ВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ: что важно знать
Советы и меры профилактики
Время чтения мин
Mind map: нарисуй свои мысли
Mind map — творческий инструмент, помогающий структурировать размышления о каком-либо вопросе
загрузить еще