Весна / Лето 2020

Осторожно: креатив

Футурологи прогнозируют, что по мере роботизации все сильнее будет спрос на сотрудников с креативным мышлением: машина, в отличие от человека, не умеет действовать вне шаблона. Однако, что подразумевается под термином «креативное мышление» и как его развить, чтобы оставаться востребованным?

Врожденное и приобретенное

В психологии под креативностью понимают умение решать задачи с помощью нестандартного использования предметов, обстоятельств и ресурсов. Креативное мышление, как правило, противопоставляют шаблонному и путают с творческим. Принципиальная разница в том, что цель творчества — самовыражение, не обязательно требующее выхода за рамки. Креативность — это всегда выход за границы привычного. Креативность заложена в каждом. Согласно концепции, предложенной американским психологом Эриком Берном в книгах «Трансакционный анализ в психотерапии» и «Игры, в которые играют люди», за креативность отвечает «Внутренний ребенок». Он не знает преград, поэтому ему неведомо шаблонное мышление. Другие, контролирующие части личности — «Родитель» и «Взрослый», — не должны задавить источник креатива чрезмерными ограничениями. Но на практике в процессе взросления креативные способности часто утрачиваются. В большинстве случаев так происходит, если ребенка часто и незаслуженно критиковали, подавляли его инициативы и навязывали ему установку «быть хорошим — значит быть как все». А креативность взрослых не любит стресса, строгой дисциплины, отношений, построенных на страхе и т. п.

Креативность в офисе

Креативность — популярное качество, которое компании любят указывать в вакансиях, а соискатели — в резюме. Креативность важна для управленческих и творческих позиций, но также требуется менеджеру, разработчику, директору по развитию и даже бухгалтеру и финансовому директору, чтобы быть эффективным в нестандартных ситуациях. Эксперты отмечают, что даже если работодатель высказывает пожелание найти креативного специалиста, бизнесу нужен не креатив ради креатива, а результат.

Алена Блездова Карьерный консультант

«Степень свободы и креативности в компании во многом определяется руководителем. Критерием адекватности менеджера будет не только способность нестандартно подходить к делу и предлагать идеи, но и умение отбирать из них наиболее эффективные».

Абрахам Маслоу считал, что креативность — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды

Как развить креативное мышление

Развивать креативное мышление можно в любом возрасте. «Внутренний ребенок» всегда готов помочь, нужно дать ему такую возможность. Предлагаем вам несколько простых упражнений.

Николай Романов Психолог, магистр психолого-педагогического направления

«Под креативностью часто понимают социальный интеллект: умение посмотреть на ситуацию под другим углом, провести коммуникации так, чтобы достичь результата, — чем не креативность? Один из лучших примеров пользования социальным интеллектом можно увидеть в произведении П. Г. Вудхауза "Дживс и Вустер". Дживс, слуга безалаберного молодого Вустера, всегда находит способы так договориться с людьми, чтобы неразрешимая с виду проблема разрешилась сама собой. Хотя, разумеется, креативность не ограничивается только социальными взаимодействиями и может проявляться в оригинальных решениях технических проблем, в вопросах выживания в дикой природе или же в продуманных и неожиданных политических ходах».

В компании коллег и друзей

Эдвард де Боно, британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления, рекомендует психологическую ролевую игру «Шесть шляп». Надевая шляпу определенного цвета, человек будто включает специальный режим мышления. Черная шляпа — скептик, желтая — оптимист, красная шляпа предлагает опираться на интуицию и предчувствия, белая — на цифры и факты, человек в зеленой шляпе волен предлагать любые самые дикие решения, а в синей — формулирует цели и подводит итоги. Если в команде не хватает людей на все шляпы, одни и те же сотрудники могут «надевать» их по очереди.

Самостоятельно в дороге

Развивать креативность можно по дороге на работу, придумывая слова из букв, которые читаете в номере автомобилей. Например, А123ВТ — АВТобус или Р456ВР — РеВольвеР и т. д. Полезно читать вывески задом наперед, фантазировать, на что похожи облака.

В офисе

Когда никакие идеи не приходят в голову, можно нарисовать на бумаге 10 небольших кружков и каждый дорисовать в отдельный рисунок: божья коровка, ромашка, колесо… Или написать любые десять слов и связать их в одно осмысленное предложение.

На корпоративе

Компании часто включают упражнения на развитие нестандартного мышления в программу корпоративных мероприятий.

Как дизайнеры

Многие креативные подходы можно «подсмотреть» у дизайнеров — людей, которым точно требуется нестандартное мышление. Одна из популярных сегодня методологий, помогающих придумывать нетривиальные решения для продуктов, — CRAFT (Creative Algorithm Framework & Tools). Она была придумана Василием Лебедевым из школы инноваций и креативного мышления ИКРА. По словам автора, ее достоинство — в переизобретении форм отношений человека с окружающим его миром. Объясним на примере.

Везде есть форма отношений: в вузе студенты ходят на лекции к преподавателю, в такси водитель везет пассажира, в поликлинике пациент приходит к врачам разной специализации. CRAFT предлагает менять формы местами и смотреть, что выйдет: придумайте, как могла бы быть устроена поликлиника по принципу вуза? Возможно, все пациенты с больным горлом приходили бы на лекцию к одному врачу слушать о лечении кашля, а через неделю сдавали бы «экзамен». Или как мог бы быть устроен банк по модели поликлиники? Наверное, в нем было бы много консультантов по узким финансовым вопросам.

Придумывание таких гибридов — универсальный способ тренировать креативную «мышцу». А для продуктовых команд — это реальная методология разработки продуктов: конечно, в реальность воплощается не весь гибрид, а отдельные решения. Но эти решения — нестандартные и прорывные.

Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления

(Внимание! Завершите тест, прежде чем читать, как начисляются баллы)

  • Субтест 1. «Нарисуйте картинку»
  • Задание: нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала выбирается вами самостоятельно. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Также необходимо дать название своему рисунку.
  • Субтест 2. «Завершение фигуры»
  • Задание: дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А также придумайте название к каждому рисунку.

  • Субтест 3. «Повторяющиеся линии»
  • Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (неповторяющийся) рисунок.

    (Внимание! Прежде, чем переходить к чтению раздела «Обработка результатов», завершите тест)

Обработка результатов

Обработка результатов всего теста предполагает оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий».

1 • Беглость

«Беглость» — характеризует творческую продуктивность человека. Оценивается только в субтестах 2 и 3 в соответствии со следующими правилами:

  1. Для оценки необходимо подсчитать общее количество ответов (рисунков), данных тестируемым.
  2. При подсчете показателя учитываются только адекватные ответы. Если рисунок из-за своей неадекватности не получает балл по «беглости», то он исключается из всех дальнейших подсчетов. Неадекватными признаются следующие рисунки:
    • рисунки, при создании которых предложенный стимул (незаконченный рисунок или пара линий) не был использован как составная часть изображения;
    • рисунки, представляющие собой бессмысленные абстракции, имеющие бессмысленное название;
    • осмысленные, но повторяющиеся несколько раз рисунки считаются за один ответ.
  3. Если две (или более) незаконченные фигуры в субтесте 2 использованы при создании одной картинки, то начисляется количество баллов, соответствующее числу используемых фигур, так как это необычный ответ.
  4. Если две (или более) пары параллельных линий в субтесте 3 использованы при создании одной картинки, то начисляется только один балл, так как выражена одна идея.

2 • Оригинальность

«Оригинальность» — самый значимый показатель креативности. Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления тестируемого.

Показатель «оригинальности» подсчитывается по всем трем субтестам в соответствии с правилами:

  1. Оценка за «оригинальность» основывается на статистической редкости ответа. Обычные, часто встречающиеся ответы оцениваются в 0 баллов, все остальные в 1 балл.
  2. Оценивается рисунок, а не название!
  3. Общая оценка за оригинальность получается в результате сложения оценок по всем рисункам.

Список ответов на 0 баллов за «оригинальность» (примечание: если в списке неоригинальных ответов приводится ответ «лицо человека» и соответствующая фигура превращена в лицо, то данный рисунок получает 0 баллов, но если эта же незаконченная фигура превращена в усы или губы, которые затем становятся частью лица, то ответ оценивается в 1 балл):

Субтест 1 — оценивается только тот предмет, который был нарисован на основе цветной приклеенной фигуры, а не сюжет в целом — рыба, туча, облако, цветок, яйцо, звери (целиком, туловище, морда), озеро, лицо или фигура человека.

Субтест 2 — обратите внимание, все незаконченные фигуры имеют свою нумерацию от 1 до 10:

  • цифра (цифры), буква (буквы), очки, лицо человека, птица (любая), яблоко;
  • буква (буквы), дерево или его детали, лицо или фигура человека, метелка, рогатка, цветок, цифра (цифры);
  • цифра (цифры), буква (буквы), звуковые волны (радиоволны), колесо (колеса), месяц (луна), лицо человека, парусный корабль, лодка, фрукт, ягоды;
  • буква (буквы), волны, змея, знак вопроса, лицо или фигура человека, птица, улитка (червяк, гусеница), хвост животного, хобот слона, цифра (цифры);
  • цифра (цифры), буква (буквы), губы, зонт, корабль, лодка, лицо человека, мяч (шар), посуда;
  • ваза, молния, гроза, ступень, лестница, буква (буквы), цифра (цифры);
  • цифра (цифры), буква (буквы), машина, ключ, молот, очки, серп, совок (ковш);
  • цифра (цифры), буква (буквы), девочка, женщина, лицо или фигура человека, платье, ракета, цветок;
  • цифра (цифры), буква (буквы), волны, горы, холмы, губы, уши животных;
  • цифра (цифры), буква (буквы), елка, дерево, сучья, клюв птицы, лиса, лицо человека, мордочка животного.

Субтест 3: книга, тетрадь, бытовая техника, гриб, дерево, дверь, дом, забор, карандаш, коробка, лицо или фигура человека, окно, мебель, посуда, ракета, цифры.

3 • Абстрактность названия

«Абстрактность названия» — выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения. Этот показатель подсчитывается в субтестах 1 и 2. Оценка происходит по шкале от 0 до 3 баллов.

0 баллов: очевидные названия, простые заголовки (наименования), констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект. Эти названия состоят из одного слова, например: «Сад», «Горы», «Булочка» и т. п.

1 балл: простые описательные названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на рисунке, или из которых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект, — «Мурка» (кошка), «Летящая чайка», «Новогодняя елка», «Саяны» (горы), «Мальчик болеет» и т. п.

2 балла: образные описательные названия — «Загадочная русалка», «SOS», названия, описывающие чувства, мысли, — «Давай поиграем»…

3 балла: абстрактные, философские названия. Эти названия выражают суть рисунка, его глубинный смысл — «Мой отзвук», «Зачем выходить оттуда, куда ты вернешься вечером».

4 • Сопротивление замыканию

«Сопротивление замыканию» — отображает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею». Подсчитывается только в субтесте 2. Оценка от 0 до 2 баллов.

0 баллов: фигура замыкается самым быстрым и простым способом — с помощью прямой или кривой линии, сплошной штриховки или закрашивания, буквы и цифры — также равно 0 баллов.

1 балл: решение превосходит простое замыкание фигуры. Тестируемый быстро и просто замыкает фигуру, но после дополняет ее деталями снаружи. Если детали добавляются только внутри замкнутой фигуры, то ответ равен 0 баллов.

2 балла: стимульная фигура не замыкается вообще, оставаясь открытой частью рисунка, или фигура замыкается с помощью сложной конфигурации. 2 балла также присваиваются в случае, если стимульная фигура остается открытой частью закрытой фигуры. Буквы и цифры — соответственно 0 баллов.

5 • Разработанность

«Разработанность» — отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи. Оценивается во всех трех субтестах. Принципы оценки:

  1. 1 балл начисляется за каждую существенную деталь рисунка, дополняющую исходную стимульную фигуру. При этом детали, относящиеся к одному и тому же классу, оцениваются только один раз: например, у цветка много лепестков — все лепестки считаем как одну деталь. Например: цветок имеет сердцевину (1 балл), 5 лепестков (+ 1 балл), стебель (+ 1), два листочка (+ 1), лепестки, сердцевина и листья заштрихованы (+ 1 балл). Итого: 5 баллов за рисунок.
  2. Если рисунок содержит несколько одинаковых предметов, то оценивается разработанность одного из них + еще 1 балл за идею нарисовать другие такие же предметы. Например: в саду может быть несколько одинаковых деревьев, в небе — одинаковые облака и т. п. По одному дополнительному баллу дается за каждую существенную деталь из цветов, деревьев, птиц и 1 балл — за идею нарисовать таких же птиц, облака и т. п.
  3. Если предметы повторяются, но каждый из них имеет отличительную деталь, то необходимо дать по одному баллу за каждую отличительную деталь. Например: цветов много, но у каждого свой цвет, — по одному новому баллу за каждый цвет.
  4. Очень примитивные изображения с минимальной «разработанностью» оцениваются в 0 баллов.

Интерпретация результатов теста Торренса

Просуммируйте баллы, полученные при оценке всех пяти факторов («беглость», «оригинальность», «абстрактность названия», «сопротивление замыканию» и «разработанность») и поделите эту сумму на пять. Полученный результат означает следующий уровень креативности по Торренсу:

  • 30 — плохо,
  • 30–34 — ниже нормы,
  • 35–39 — несколько ниже нормы,
  • 40–60 — норма,
  • 61–65 — несколько выше нормы,
  • 66–70 — выше нормы,
  • > 70 — отлично.
Далее в номере
Время чтения мин
ВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ: что важно знать
Советы и меры профилактики
Время чтения мин
Mind map: нарисуй свои мысли
Mind map — творческий инструмент, помогающий структурировать размышления о каком-либо вопросе
загрузить еще