Осень 2019

Постигая цифру

Цифровая трансформация стала одним из основных трендов для компаний по всему миру. Руководители используют достижения цифровой эпохи для усовершенствования технологий, изменения отношений с клиентами и внутренних процессов. Как меняются подходы к работе с персоналом в новых условиях? Обсуждаем с экспертами

Цифровая трансформация меняет подходы к бизнесу и требует новых компетенций от менеджеров по персоналу. Все больше решений в HR приходит из IT, поэтому HR учится быть digital friendly. Во многих компаниях HR уже активно вовлечены в проекты по автоматизации.

Технологии автоматизируют множество рутинных процессов в работе с персоналом, как, например, обзвон кандидатов, скрининг резюме, первичные собеседования (вспомним робота Веру). У специалистов освобождаются ресурсы для более творческих и стратегических задач.

Цифровизация позволяет агрегировать огромные массивы данных для анализа (Big Data). В профессиональном сообществе говорят об HR с приставкой Data Driven (ориентированный на данные). Иными словами, любые инициативы, которые предлагает сегодня HR, должны быть основаны на данных.

Работа с массивами данных — предпосылка к развитию предиктивной аналитики — решения будут на 30 % предвосхищать события. Первые эксперименты уже есть. В Google могут предсказывать степень успешности сотрудника, а Сбербанк при помощи HR-аналитики оценивает риск увольнения сотрудника. «АльфаСтрахование» предлагает клиентам программы с глубоким анализом здоровья коллектива. Аналитика позволяет разработать целевые (т. е. именно для конкретного коллектива) лечебно-профилактические действия. Как итог, компании меняют фокус с затрат на лечение к инвестициям в здоровье персонала.

— Как вы видите роль HR в процессе трансформаций в бизнесе?

Вера Соломатина Директор по персоналу SAP CIS

— HR трансформируется вместе с компанией, а где-то является основой этого процесса в плане использования различных инструментов для скорейшего и эффективного перехода к новым моделям.

Например, за счет оптимизации процессов и структурированного подхода к работе с HR-данными сотрудники могут более эффективно работать, не отвлекаясь на рутинные кадровые процессы: за них отвечает облачная платформа. «Машина» постоянно анализирует массивы HR-данных, и руководители в любой момент получают информацию о команде, на основе которой принимают решения по индивидуальным программам развития и мотивации, оценивают персонал и формируют пул преемников.

Опираясь на данные о каждом сотруднике, руководитель решает, определить ли его на другую позицию или усилить им проектную команду. Платформа также позволяет ставить цели, автоматически отслеживать их выполнение и оперативно реагировать, если процесс пошел по неверному пути.

HR помогает бизнесу понять, почему изменения проходят не так, как хотелось бы, определить шаги по повышению эффективности, диагностировать сопротивление персонала и разработать план развития сотрудников с учетом новых вызовов. Например, можно отслеживать те навыки, которые еще не закреплены, и контролировать их применение на практике. В итоге в компании начинается процесс, который мы называем change management, когда изменения происходят в «головах».

Ирина Карклинис Директор по персоналу ГК «Нетрика»

— HR — это мостик между топ-менеджментом и персоналом компании. Зачастую именно он принимает первичную информацию с обеих сторон. Роль HR — позитивно, но без искажений транслировать решения руководства персоналу и тем самым формировать прозрачные отношения между менеджментом и сотрудниками.

Маргарита Патрушева Старший менеджер Accenture Strategy

— Блок HR может и должен быть проводником изменений.

В рамках цифровизации через HR проходит множество важных задач, например, он разрабатывает профили сотрудников, которые будут востребованы в цифровой реальности, формирует команды будущего, отвечает за продвижение инновационной культуры, способствует кросс-функциональному взаимодействию.

Чтобы перейти на цифровые рельсы, нужно перестраивать организационную структуру (включая уровни управления) и корпоративные процессы, а также готовить персонал к новым реалиям — обучать, мотивировать, формировать новые модели взаимодействия, поддерживать в процессе изменений.

— Как меняется роль самого HR?

Вера Соломатина Директор по персоналу SAP CIS

— HR меняется в зависимости от уровня цифровизации в компании. Управление персоналом «на бумаге» сменяется сначала фрагментарной автоматизацией, а затем зрелой автоматизацией и интеллектуальным HR.

Например, раньше все кадровые запросы попадали напрямую в HR-отдел через личное обращение или по почте. Сотрудники запрашивали справки о доходах, 2-НДФЛ, приносили заявления на отпуск, отчеты о командировках и т. д. Сегодня HR цифровизируется, и все эти действия можно легко выполнить в корпоративной системе. Благодаря этому у HR освобождается время на более интеллектуальные задачи.

Ирина Карклинис Директор по персоналу ГК «Нетрика»

— Роль HR принципиальным образом не меняется. Меняются инструменты работы: оптимизируются процессы, в частности, подбор персонала. В условиях трансформации HR-специалистам приходится совершенствовать собственные навыки. В сферу приходят цифры и аналитика, автоматизация. Это одновременно облегчает и усложняет работу — рутины становится меньше, но сам труд становится более интеллектуальным.

Маргарита Патрушева Старший менеджер Accenture Strategy

— С развитием технологий HR возьмет на себя ряд новых ролей. Во-первых, создатель уникального опыта: HR управляет опытом каждого сотрудника, потому что уникальный опыт работы и комфортная рабочая среда — важнейшие факторы вовлеченности и мотивации.

Во-вторых, архитектор талантов: стратегии по привлечению, развитию и удержанию талантов теперь разрабатываются на основе данных. Данные ложатся в основу стратегических решений.

В-третьих, катализатор изменений: внутреннее развитие HR-службы, развитие навыков управления изменениями в компании и продвижение адаптивной культуры.

— Какие навыки будут востребованы в вашем бизнесе в связи с изменениями?

Ирина Карклинис Директор по персоналу ГК «Нетрика»

— На первое место выходят soft skills — гибкие надпрофессиональные навыки, которые не зависят от специфики конкретной работы, но тесно связаны с личностными качествами, коммуникациями, управленческими способностями. Топ‑3 ключевых навыков цифровой эпохи: обучаемость, проактивность и готовность к переменам.

Маргарита Патрушева Старший менеджер Accenture Strategy

— Наиболее востребованные навыки сегодня:

  • работа с данными — собирать и структурировать их, анализировать, строить гипотезы, готовить отчеты, визуализировать данные;
  • создание алгоритмов машинного обучения — обучение, экспертиза и корректировка алгоритмов для частичной или полной автоматизации рутинных задач (в том числе для анализа больших массивов данных);
  • умение быстро находить релевантную информацию и принимать решения, а также работать в условиях неопределенности, когда задача слабо формализована;
  • инновационность, креативное мышление и гибкость подходов — то, что называется agility;
  • экосистемное мышление и умение выстраивать взаимовыгодные партнерские отношения как внутри собственной компании/команды, так и с партнерами и клиентами.

Вера Соломатина Директор по персоналу SAP CIS

— Цифровая трансформация бизнеса — это не просто перенесение процессов с бумаги в цифру, а создание новой модели, при которой можно высвободить ресурсы для новых уникальных задач.

Change management

Управление изменениями — структурный подход к переводу индивидов, команд и организаций из текущего состояния в желаемое будущее состояние. Целью этого организационного процесса является расширение прав и возможностей сотрудников принять и поддержать изменения в их текущем бизнес-окружении.

— Почему люди боятся перемен? Приходится ли вам разрушать стереотипы в работе с персоналом?

Вера Соломатина Директор по персоналу SAP CIS

— Для человека считается нормальным сложно реагировать на изменения и принимать их. Сопротивляться трансформации достаточно естественно. Так устроена наша психология: мы можем не хотеть нового, задумываться о рисках, бояться смены привычного уклада и перераспределения времени. Пробивать стереотипы как раз и помогает модель change management.

Ирина Карклинис Директор по персоналу ГК «Нетрика»

— Люди боятся изменений — это нормально. Главную роль играет страх неизвестности. Проблемы возникают, когда эффект от изменения не виден в краткосрочной перспективе, человек не ощущает практической пользы для себя, теряет мотивацию, начинает выступать против изменений.

В условиях трансформации важно правильно подавать информацию: четко объяснять цели и причины, терпеливо отвечать на вопросы, индивидуально и адресно работать с сотрудниками.

Маргарита Патрушева Старший менеджер Accenture Strategy

— Боязнь перемен и противодействие новому — одна из основных причин того, что цифровые трансформации проходят медленно и болезненно.

Руководители опасаются снижения собственной значимости и влияния внутри организации. У исполнителей страх не справиться с новыми задачами. Ситуация также осложняется столкновением поколений — молодежь и специалисты 40+ исповедуют разные ценности и подходы к работе.

Самые действенные способы снизить сопротивление переменам — поддержка со стороны лидеров, открытые коммуникации и право на ошибку. Поддержка лидеров означает как личный пример руководителей, так и поощрение тех шагов, которые предпринимают сотрудники на пути к изменениям.

Ирина Рузавина HR-эксперт, руководитель курса «Карьерный консультант» проекта «Антирабство»

— По классификации готовности к инновациям всего 2,5 % любой человеческой группы легко и оживленно откликаются на изменения — это новаторы. За ними идут ранние последователи (13,5 %). В совокупности новаторы и ранние последователи уравновешивают по численности консерваторов. Поэтому, говоря о том, что люди боятся перемен, мы можем сказать, что примерно с такой же частотой люди жаждут перемен и рады им.

Изменение мышления — процесс небыстрый. Это почти невозможно сделать через приказы или информационные буклеты. Новое мышление необходимо демонстрировать собственным поведением. А если руководитель радеет за цифровую трансформацию, а сам не дает денег на автоматизированную систему подбора персонала, то идеи цифровой трансформации транслировать сложно.

Успех любого начинания зависит от лидера, а HR должны подхватить тренд от лидера и донести его до нижнего уровня, транслируя всем сотрудникам ценности компании.

— Рассказываете ли вы персоналу об изменениях? Как вы считаете, что важно донести людям? Как лучше доносить информацию?

Вера Соломатина Директор по персоналу SAP CIS

— Если в компании происходят изменения, то обычно составляется коммуникационно-интеграционный план с датами поступления информации сотрудникам. Чаще всего этот план бывает каскадным, то есть переходит от уровня к уровню. Это может быть информирование с помощью различных каналов коммуникаций, будь то рассылка или объявление на встречах команд и корпоративных мероприятиях. Но помимо всего этого очень важна личная коммуникация между менеджером и командой. И HR как раз здесь выступает неким инструментом превращения сухих фактов в живое взаимодействие внутри компании.

О цифровой трансформации

Цифровая трансформация — это процесс преобразования всех аспектов бизнеса с помощью технологий. Цифровая трансформация — это не просто автоматизация и оцифровка данных. Она подразумевает изменение бизнес-структуры, стратегии развития, подходов к созданию продукта, корпоративной культуры, принципов управления командой и процессами.

«Отстающие» (Digital Laggards)

Не имеют плана цифровой трансформации, инициативы и инвестиции имеют ограниченный характер

«Ведомые» (Digital Followers)

Скромные инвестиции в цифровую трансформацию, планы находятся в стадии обсуждения

«Оценивающие» (Digital Evaluators)

Постепенно и осторожно реализуют цифровую трансформацию, планируют дальнейшие шаги, включая дальнейшие инвестиции

«Внедряющие» (Digital Adopters)

Имеют готовый план цифровой трансформации, инвестиции в активной фазе

«Лидеры» (Digital Leaders)

Цифровая трансформация видна по всей структуре предприятия в той или иной форме

Далее в номере
Время чтения 5 мин
Ни дня без работы
Что делать, если вы трудоголик?
Время чтения 4 мин
Где взять силы и энергию в большом городе?
Рекомендации эксперта
загрузить еще