Осень 2019

Привычка учиться

В современном мире, где профессии исчезают, трансформируются и оцифровываются, постоянное обучение и приобретение новых навыков становится залогом карьерного роста и успеха

Карьера для обучаемых

Концепция lifelong learning (от англ. «обучение длиною в жизнь») сегодня популярна как никогда. Стремительное развитие технологий приводит к тому, что профессионалам приходится постоянно делать апгрейд знаний для решения задач. 

«Специальность может оставаться той же, но ее функционал становится гораздо шире, поскольку сегодня идет тенденция на кросс-компетентность сотрудников, — поясняет Марианна Снигирева, исполнительный директор университета интернет-профессий «Нетология». 

С одной стороны, диджитализация и искусственный интеллект в будущем угрожают оставить без работы не только тех, кто занимается ручным трудом, но и «креативный класс». С другой стороны, рост gig-экономики (развитие рынка труда фрилансеров) также усиливает конкуренцию на рынке. Академического образования, полученного 10–15 лет назад, многим становится недостаточно, чтобы оставаться эффективным в профессии. Включается тревожная кнопка: «Не будешь учиться новому — останешься за бортом».

«Остановка в обучении специалиста показывает, что он не готов выходить из зоны комфорта, ставить новые задачи. Для работодателя важно видеть, что кандидаты с хорошим профессиональным опытом умеют учиться», — замечает основатель кадрового агентства ProPersonnel Татьяна Долякова. 

«Постоянно возобновляемое обучение — больше не бонус, который приятно практиковать. Это обязательный пункт для работников и работодателей, которые хотят преуспеть на рынке сегодня», — утверждает Кевин Саймон, продакт-менеджер LinkedIn Learning.

Но не все эксперты разделяют такую категоричность: «Существует иллюзия всеобщей необходимости непрерывного образования. Она возникла в основном из-за роста IT-индустрии, работники которой действительно нуждаются в постоянном переобучении, — считает Дмитрий Волошин, сооснователь проекта «OTUS — онлайн-образование». — Но есть ведь и другие профессии. Например, гражданские пилоты. На заре развития авиации они учились каждый день. Сейчас в такой интенсивности обучения нет необходимости».


«Взять, к примеру, маркетологов. Еще три года назад большинство представителей этой профессии могло не разбираться в массивах больших данных и предиктивной аналитике. Но сегодня такой специалист уже профнепригоден. 

Дизайн раньше основывался на вкусе и экспертизе ведущих специалистов рынка. Теперь компании не могут себе такое позволить: массовый дизайн сейчас ориентирован на измеримые данные и понятные алгоритмы расчета пользовательского поведения».

Марианна Снигирева Исполнительный директор университета интернет-профессий «Нетология»


«У российской экономики три ключевые сферы: нефтегазовая, банковская и государственная. И все они и так переведены на «цифровые рельсы» везде, где возможно. Поэтому потребности в переобучении на текущий момент там уже не так внушительны.

На волне хайпа все бросились изучать Python и машинное обучение. Когда 100–200 сотрудников HR-службы крупнейшего банка по заданию руководства учат Python, выглядит это довольно забавно. Знать язык программирования само по себе неплохо, но не думаю, что это сильно пригодится им в работе».

Дмитрий Волошин Сооснователь проекта «OTUS — онлайн-образование»


Знания онлайн

Хотя запрос рынка на обучение взрослых с каждым днем растет, при принятии на работу во многих сферах решающим фактором все еще остается академический диплом.

По словам Дмитрия Волошина, есть отдельные IT-профессии, где на диплом уже не смотрят, — важнее опыт. Кое-где дополнительное образование становится фактором принятия решения. Еще пять лет назад это было невозможно. Но в общей массе работодатели в нашей стране довольно консервативны, поэтому и трансформация идет медленно. В их понимании все еще «дополнительное образование, конечно, хорошо, но ничто не заменит диплома МГУ».

Не каждый профессионал готов отрываться от работы, чтобы снова погрузиться с головой в академическую программу. Работодатели, естественно, тоже не торопятся отпускать надолго ценных сотрудников, поэтому виртуальные университеты стали альтернативой офлайн-образованию.

Образовательные платформы предлагают бесконечную вереницу форматов обучения на любой вкус и цель. Например, созданная профессорами Стэнфорда Coursera.org делает доступными всем желающим видеокурсы по 160 специализациям от ведущих университетов мира. Такие курсы с практическими заданиями, тестами, обратной связью и нетворкингом вполне успешно конкурируют с офлайн-образованием. Сегодня они привлекают множество слушателей, которые готовы инвестировать в себя и ценят свое время.


«Работодатель обращает внимание на наличие у кандидата тяги к непрерывному обучению в профессиональных целях. Ему важны указанные в резюме курсы, семинары и вебинары, профильные онлайн-университеты. Считается, что дополнительное сертифицированное образование специалист сегодня должен получать не реже чем раз в пять лет. Это дает преимущество при трудоустройстве, в том числе когда речь идет о международной карьере».

Татьяна Долякова Основатель кадрового агентства ProPersonnel


Наставники

Внутри компании набирает популярность формат наставничества. Зачем искать знания вовне, если этот ресурс есть внутри? Формат может быть разным: корпоративные курсы, coffee talks и школы по актуальной специализации. Результат почти всегда: повышение квалификации, распространение компетенций, вовлеченность и даже карьерные взлеты. Особенно любят этот формат нефтяники, банкиры и высокотехнологичные компании, доход которых напрямую зависит от квалификации сотрудников. Два лидера интернет-рынка в России — «Яндекс» и Mail.ru Group — организовали открытые образовательные проекты, которые уже несколько лет помогают им готовить нужных специалистов.

Босс в помощь

Образование сегодня рассматривается компаниями в качестве точки роста. Компании любят индивидуальный подход и предсказуемый измеримый результат.

Все крупные образовательные платформы предоставляют корпоративным клиентам инструменты контроля, по которым можно отслеживать посещаемость, вовлеченность и прогресс. Все для того, чтобы быть уверенным: бюджет компании действительно тратится на новые навыки сотрудников, а не учебу «для галочки». Индивидуальный подход — тоже явление привычное. Образовательные игроки, как и компании-заказчики, заинтересованы в результате, релевантном целям бизнеса.

«Все чаще компании заказывают индивидуальную разработку и съемку видеокурсов по профессиональным навыкам, — отмечает Тимур Нигматуллин, руководитель отдела B2B-продаж университета интернет-профессий «Нетология». — Они учитывают специфику отрасли и самой компании плюс экономически выгодны — обновлять их несложно».

Ирина Разнатовская, руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами компании Skyeng, подтверждает необходимость персонализации курсов: «Компаниям сегодня недостаточно просто бизнес-английского. Часто нужен курс по конкретной отрасли или задаче с изучением специальной лексики. Мы научились адаптировать материалы под потребности каждого клиента: благодаря машинным алгоритмам можем создать набор отраслевой лексики на английском за пару дней, скомпоновать готовые уроки так, чтобы сотрудники выучили грамматику за 12 занятий. Или написать с нуля курс, который приведет компанию к ее цели.

Не всегда эта цель напрямую связана с индивидуальными карьерными потребностями. Например, один из наших клиентов — компания, которая занимается обслуживанием самолетов. Их механики превосходно владеют сложной профессиональной лексикой, безошибочно заполняют документы, но не могут поговорить с иностранцем на отвлеченные темы. Казалось бы, рабочему процессу это не мешает. Но к нам они пришли, именно чтобы сломать языковой барьер, так как компания работает на европейском рынке и будет гораздо лучше восприниматься партнерами и заказчиками, если все сотрудники будут говорить по-английски без стеснения».


Личный опыт: lifelong learning man

«Моим первым дополнительным образованием стал спорт. Учась в школе, я параллельно занимался горными лыжами: участвовал в соревнованиях, приобретал навыки конкуренции и стал кандидатом в мастера спорта.

Учился в МИФИ на кафедре экспериментальной и теоретической физики, там же получил второе экономическое образование. Студентом (как и все вокруг) очень верил в силу дипломов, теперь уже отношусь к этому реалистичнее. Охотнее возьму на работу человека с базовым образованием и релевантными проектами в копилке, чем человека с пятью дипломами и нулевым опытом. 

Важным этапом моего обучения стал Yandex Startup Camp — акселератор с достойным списком тьюторов. Мы пришли на него со своей компанией AeroState. Для меня после НИИ те советы и тренинги стали по-настоящему ценными. 

В «Яндексе» работаю уже пять лет, за это время несколько раз пришлось выступать перед аудиторией более 3 000 человек. К публичным выступлениям я готовился с корпоративными тренерами. Никаких лекций нам не читали, мы просто раз за разом репетировали, получали фидбэк и корректировали недостатки. В итоге это позволило чувствовать себя уверенно в нужный момент. На мой взгляд, именно так и стоит обучать прикладным навыкам.

Сейчас прохожу несколько курсов на Coursera. В прошлом году перешел из «Яндекс.Погоды» в Yandex Self-Driving Cars и почувствовал, что нужно углубить знания по микроэлектронике. Онлайн-курсы с заданиями и фидбэком — лучший вариант: целенаправленно решают мою задачу и не отнимают слишком много времени.

Начинать обучение, когда ты уже что-то знаешь и умеешь, сложно. Сложно отвлечься от стереотипов, которые диктует тебе предыдущий опыт. Нужна широта взгляда, гибкость, смелость начать с нуля и принять новое — то, что есть у детей и философов. Майндсет, мне кажется, важнее, чем форма обучения».

Дмитрий Соломенцев Руководитель проектов Yandex Self-Driving Cars, основатель AeroState


Что студенты ждут от онлайн-образования

  1. Сопровождение и наставничество в процессе обучения. Помимо общения с преподавателем и сокурсниками, нужен фидбэк по заданиям, чтобы иметь возможность исправлять свои ошибки и расти.
  2. Видеоформат. Как в формате онлайн-стриминга, так и в виде готовых роликов. К качеству материалов также предъявляются высокие требования: практичность знаний, отсутствие «воды» в лекциях, уровень экспертности преподавателя.
  3. Траектория обучения для достижения цели. Взрослая аудитория ценит каждую минуту своего времени, поэтому им не нужно обучение ради процесса. Образовательная траектория должна быть выстроена так, чтобы человек четко видел результат в конце и представлял время, за которое он к нему придет.

Марианна Снигирева Исполнительный директор университета интернет-профессий «Нетология»


«Цифровая» реальность требует обновления знаний в режиме онлайн
Далее в номере
Время чтения 5 мин
Ни дня без работы
Что делать, если вы трудоголик?
Время чтения 4 мин
Где взять силы и энергию в большом городе?
Рекомендации эксперта
загрузить еще