Весна / Лето 2020

Семейный подряд

В американских компаниях новый тренд — сотрудники приходят на корпоративы семьями. Это делается для того, чтобы после новогодней вечеринки было как можно меньше сплетен и историй, за которые стыдно, пишет The Wall Street Journal. Российские эксперты отмечают, что в России семейные корпоративные мероприятия пока преследуют другую цель — повысить вовлеченность персонала и укрепить бренд работодателя. Разбираемся, как поддерживают и развивают семейные ценности в российских компаниях и какие бизнес-задачи это решает.

Family Day

Один из самых популярных форматов семейных мероприятий в компании — Family Day. День, когда дети или члены семьи могут прийти в офис и посмотреть, как работают их родственники. HR-команда в этот день не только показывает офис компании, но и продумывает развлекательную или познавательную часть мероприятия.

Чаще всего проведение Family Day соотносится с глобальными ценностями компании. Анна Кисточкина, директор по персоналу сети Hilton Hotels & Resorts в России, рассказывает, что забота, гостеприимство и семейная атмосфера — одни из главных принципов работы компании. «98 % сотрудников в ежегодном опросе удовлетворенности работой в компании отмечают, что они ощущают себя семьей, — рассказывает Анна. — Цель нашего Family Day — познакомить членов семьи с местом работы близких. Каждый год мы меняем формат мероприятия, но стараемся, чтобы тематика была связана со спецификой компании. Например, мы устраивали мастер-классы по раскрашиванию пряников или фигурному складыванию полотенец. Обратная связь всегда была очень положительной».

В 2018 году Минтруд предложил создать в российских компаниях детские комнаты, но инициатива не была поддержана

Family Day в российском офисе AliExpress — это также дань ценностям компании. История появления этой традиции уходит корнями во времена печальных событий в истории Китая. В 2002 году в стране была эпидемия атипичной пневмонии, и основатель Alibaba Group Джек Ма принял решение, что самым правильным для сотрудников будет работать из дома. С одной стороны, это позволило остановить пандемию, с другой — больше времени проводить с близкими. Когда эпидемия закончилась, в первый рабочий день в офисе устроили Family Day и пригласили всех сотрудников с их семьями. Это была возможность не только показать родным, как работают в Alibaba Group, но и отдать дань уважения членам семьи за то, что с пониманием отнеслись к их работе из дома. Анна Орлова, директор по организационному развитию и персоналу AliExpress Россия, отмечает, что Family Day пользуется у сотрудников большой популярностью. «Любое HR-мероприятие, которое мы делаем, базируется, прежде всего, на метриках эффективности. Family Day показал резкий рост вовлеченности персонала и стал прекрасной традицией AliExpress Россия», — говорит эксперт.

Конкретные задачи

В случае с ГК «Просвещение» семейный день помог решить конкретную задачу компании — объединить сотрудников, ставших работать под одной крышей после переезда из разных офисов. «Дети — это тема, объединяющая очень разных родителей, а для компании — это еще и ключевая целевая аудитория, ведь все, что делает современное "Просвещение", касается школьного и дошкольного образования», — говорит Ольга Бронникова, руководитель отдела корпоративной культуры и внутренних коммуникаций.

31 мая, накануне Дня защиты детей, в компании прошел квест «Я в команде "Просвещения"!». «На входе наши маленькие гости получали трудовую книжку, распределялись по командам и посещали разные отделы издательства: редакции, дизайнеров и художников, HR, отдел продаж. Везде им давали задания, соответствующие их возрастной группе: создать свою собственную обложку, сделать макет школы будущего, придумать, чему и как должны учить детей в школе их мечты», — рассказывает Ольга Бронникова. Важно отметить, что семейный день был организован силами сотрудников: именно они придумывали станции квеста, задания детям, дежурили на них. Таким образом компании удалось сделать Family Day без большого бюджета. «Мы все увидели, что мы способны собраться вместе и очень быстро сделать что-то по-настоящему классное. В моей собственной практике это было первое мероприятие с оценкой 9,9 из 10», — подводит итог эксперт.

Похожую задачу преследовали и в дорожно-строительной компании ЗАО «АБЗ-Дорстрой». Екатерина Гришина, начальник отдела общественных связей, рассказывает, что в компании существует практика экскурсий для детей сотрудников на производство — асфальтобетонный завод. «Экскурсии проходят в сопровождении родителей, и мы таким образом решаем задачу объединения коллектива. Из 1 000 наших сотрудников значительная часть работает в офисе, для них такое мероприятие — прекрасная возможность увидеть производство. А детей мы таким образом стараемся заинтересовать выбором инженерной профессии», — заключает эксперт.

Важный повод

О необычном подходе к Family Day в компании Parallels рассказала HR-менеджер Арина Антонова. В компании проводится несколько корпоративных мероприятий для сотрудников и их семей в год. «Самое главное из них — Parallels Family Day, который мы обычно проводим в августе на свежем воздухе, и приурочен он к выходу новой версии PD for Mac», — говорит Арина Антонова. Таким образом, в компании устраивают и презентацию нового продукта, и неформальный праздник для сотрудников и их семей.

Приятные бонусы

Не все компании ограничиваются Family Day. Например, в российском офисе Deutsche Bank для детей сотрудников устраивают новогодние вечеринки, а ребят школьного возраста даже обучают Agile в рамках School Day. Кроме того, в компании проводят лекции, например на тему junk food, и устраивают научные шоу.

Еще один способ поддержать родителей — детские комнаты в офисах организаций. Например, в ГК «Просвещение» такая игровая комната с воспитателем открывается на летний период. Родители могут взять детей в офис, где весь день с ними будут заниматься воспитатели. А вот в ABBYY игровая для детей с воспитателем работает постоянно, так как это часть их глобальной ценности «комфортный офис».

Работодатели стараются не забывать и непосредственно о родителях. Например, в Hilton Hotels & Resorts мамам предлагают возможность гибкого графика, а папам предоставляют отпуск при рождении ребенка. Также родители получают подарочный сертификат в «Детский мир». В начале сентября 2019 г. Procter & Gamble объявила о запуске в России новой программы для молодых отцов — сотрудников компании. Молодой отец может уйти в оплачиваемый недельный отпуск при рождении или усыновлении ребенка, а потом взять три оплаченные недели в течение последующих полутора лет. Сегодня аналогичные программы есть во многих западных компаниях, работающих в России.

Однако все же полноценные корпоративные программы по поддержанию семьи — скорее редкость в российских компаниях. Этому есть несколько причин. Во-первых, такие вещи, как пособия, дополнительные отпуска или выходные, четко прописаны в ТК РФ. Во-вторых, первоочередными задачами корпоративной культуры являются работа с сотрудниками и создание здоровой атмосферы в офисе. Семейные праздники и активности HR-менеджеры предпочитают использовать в целях увеличения вовлеченности персонала и укрепления HR-бренда компании.

26 152 рубля — максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в РФ в 2019 году
Далее в номере
Время чтения мин
ВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ: что важно знать
Советы и меры профилактики
Время чтения мин
Mind map: нарисуй свои мысли
Mind map — творческий инструмент, помогающий структурировать размышления о каком-либо вопросе
загрузить еще