Зима 2019

Снова в офис

Американские компании массово возвращают удаленных сотрудников в офисы, мотивируя это новым трендом на эффективность. Российские компании пока лишь экспериментируют с дистанционным форматом работы. Возможна ли золотая середина?

Пионеры фриланса

Американская IT-корпорация IBM была одной из первых компаний, задавших тренд на перевод сотрудников из офисов на удаленную работу. Еще в 2004 году, подводя итоги массовой миграции сотрудников из офисов, в компании отмечали, что в условиях гибкого рабочего времени сотрудники, не переутомляясь, готовы были выполнять служебные обязанности в течение 60 часов в неделю при установленном рабочем распорядке в 40 часов в неделю. При этом лишь 28 % жаловались на то, что не успевали справляться с домашними делами. А вот среди тех, кто работал «от звонка до звонка», большинство жаловалось на переутомление уже после 44 рабочих часов. Почти каждый второй не мог уделять достаточно времени семье и дому. Позже в компании даже разработали приложение для сотрудников для работы «в любое время, в любом месте».

Однако в 2017 году руководство IBM обратилось к сотрудникам с просьбой вернуться на рабочие места в офисы или покинуть компанию. По данным The Wall Street Journal (WSJ), такое решение затронуло десятки тысяч работников из разных подразделений корпорации. При этом часть из них проживала на расстоянии сотен километров от тех офисов, куда им необходимо было переместиться.

IBM объяснила это решение тем, что руководство переосмыслило рабочие процессы. В компании посчитали, что командная работа и взаимодействие происходят проще, когда все сотрудники находятся в одном месте, и приняла такое решение, несмотря на расходы по возвращению сотрудников в офисы.

Возвращение в офисы

История IBM — далеко не единичный случай. Aetna, Bank of America, Best Buy, Honeywell International, Reddit и другие компании начали сокращать объем работ, выполняемых удаленно, или вообще отказываются от такой практики. Работодатели хотят, чтобы сотрудники больше работали совместно и чтобы их рабочее время можно было контролировать.

«Удаленная работа затрудняла планирование встреч. Не было никакого контроля. У менеджеров не было средств для выполнения руководящей работы», — говорит представитель компании Best Buy Джефф Шелман в интервью WSJ. Ранее у Best Buy была программа работы из дома, которая давала 5 000 сотрудников штаб-квартиры компании свободу выбирать, откуда им работать. В 2013 году компания эту программу отменила.

Также поступила компания Yahoo!, запретившая работать сотрудникам удаленно с 1 июня 2013 года. «Иногда лучшие идеи и решения приходят в разговоре в холле или кафетерии, во время встреч с новыми людьми или на импровизированных собраниях команды. Когда мы работаем из дома, мы зачастую жертвуем скоростью и качеством. Мы должны быть единой Yahoo!, и начать нужно с того, чтобы быть вместе физически», — мотивировали свое решение в компании.

В обоих случаях решение отказаться от удаленных сотрудников сыграло компаниям на руку. В Best Buy чистая прибыль с момента возвращения сотрудников в офисы более чем удвоилась, а акции компании подорожали более чем на 200 %. Yahoo! в первый год возвращения сотрудников также удалось увеличить прибыль с 1,05 млрд до 3,95 млрд долларов.

Однако эксперты отмечают, что связывать возвращение сотрудников в офисы с финансовыми успехами компаний напрямую нельзя. Скорее, это решение надо расценивать как управленческую необходимость компании в данный момент.

Российский тренд

По данным аналитического центра НАФИ, в 28 % отечественных организаций есть сотрудники, которые трудятся не в офисе.

Российские компании пока не спешат переводить сотрудников на дистанционный формат работы. Например, «Сбербанк» заявил о планах по внедрению гибкого графика работы только в конце 2016 года. В «ВымпелКоме» программа BeeFree, направленная на перевод сотрудников из офисов на удаленную работу, была реализована также в 2016 году, то есть в то время, когда американские гиганты Yahoo! и Best Buy уже вернули своих фрилансеров в офисы.

Через год после введения программы «ВымпелКом» отчитался, что кампания BeeFree позволила отказаться от аренды 24 % административных площадей, соответственно, на четверть снизились затраты на аренду офисов и их обслуживание в целом. Режим, при котором можно работать как в офисе, так и из дома, доступен 56 % сотрудников компании, в отдельных регионах эта цифра достигает 61 %.

В 2019 году 31 % россиян работает удаленно, из них 17 % оформлены в штате компании, а 14 % являются фрилансерами (hh.ru)

Генеральный директор международного кадрового агентства Фаворит Александр Котегов уверен, что у российских работодателей есть преимущество: учитывая трудности, с которыми столкнулись за рубежом, российские компании трансформируют удаленный подход к организации рабочего процесса и реализуют его только частично.

«Хотя в большинстве компаний около 50 % сотрудников могут выполнять свои обязанности, будучи онлайн, работодатели предпочитают не переводить на «удаленку» ключевых специалистов и руководителей. Удаленно позволяют работать только тем сотрудникам, которые выполняют небольшой спектр обязанностей, не требующих работы со сложными технологическими программами или оборудованием», — отмечает Александр Котегов.

Помимо слабого желания работодателей переводить сотрудников на удаленный режим работы, развитию дистанционной занятости в России мешает недостаточная сформированность законодательной базы в части оформления трудовых договоров с удаленными сотрудниками, уверена Людмила Спиридонова, руководитель направления исследований в сфере HR аналитического центра НАФИ. «В результате этого дистанционные сотрудники имеют более низкий уровень защищенности», — заключает эксперт.

63 % компаний в России используют труд удаленных работников (Hays)

Плюсы удаленного офиса

  • возможность работать с сотрудниками вне зависимости от локации и нанимать лучших,
  • дополнительная мотивация работников, для которых важен гибкий график,
  • экономия на площади и рабочих местах.

Минусы удаленного офиса

  • сложность контроля работников,
  • повышенный риск утечки данных,
  • нехватка личных коммуникаций с командой,
  • спад мотивации и вовлеченности персонала.

Сила коммуникации

Иногда формат удаленного офиса позволяет достичь желаемого эффекта, оптимизировать расходы и улучшить качество работы. Но это возможно лишь при четко выстроенной структуре управления бизнес-процессами. В ином случае внедрение такого подхода может оказаться под вопросом.

«Чаще всего проблемы возникают при организации контроля за фрилансерами. Если же сотрудник находится в офисе, таких нюансов не случается. Но не всем (и особенно представителям поколения Z) нравится четкий график работы», — говорит Александр Котегов.

Начальник отдела рекрутинга ИТМО Ольга Серебренная добавляет, что при организации удаленного офиса вопрос коммуникаций выходит на первый план. «При работе с удаленными сотрудниками очень важно дать им ощущение работы в команде, например, проводить регулярные встречи в офисе и знакомить их с командой, с целями и стратегией развития компании. Удаленный сотрудник также должен знать, к кому можно обратиться с теми или иными вопросами. Для контроля и постановки задач необходимо подключить удаленных сотрудников к общим чатам и обсуждениям, а также давать обратную связь по результатам работы», — говорит Ольга Серебренная.

Таким образом, сегодня российские работодатели находят компромисс в том, что все чаще предлагают сотрудникам частично работать в офисе, а частично — удаленно.

Если компании заинтересованы прежде всего в результатах работы, то сотрудникам важно находиться в команде, которая признает их профессиональные достижения. Поэтому такой компромисс можно смело назвать взаимовыгодным для обеих сторон в текущих реалиях.

Самыми популярными специальностями в России на рынке удаленной работы являются программисты, менеджеры по поддержке клиентов и дизайнеры (J'son & Partners Consulting)
Далее в номере
Время чтения 6 мин
В гости к Санте
Новогодние маршруты
Время чтения 6 мин
Все по плану — карьерному
Отвечаем на вопрос, кем быть
загрузить еще