Лето 2019

Спелись на работе

Руководители тратят немало сил на то, чтобы наладить эффективную командную работу в компании. Сотрудникам нужна возможность неформального общения и отдыха. Музыкальные корпоративные проекты могут дать все это и даже больше.

Лучше хором

Вот уже 10 лет в Европе и США не ослабевает бум корпоративных музыкальных проектов. Отработав восьмичасовой рабочий день, хором поют сотрудники банков и пожарных бригад. Во время ланча репетирует рок-бэнд из IT-гиганта. Вместе люди поют и играют музыку в адвокатских конторах, супермаркетах, страховых компаниях и даже больницах.

Глобальную моду на пение в офисах в 2012 году ввел британский музыкант и хормейстер Гарет Малон. В своем шоу на канале BBC TWO «Хор: пой на работе» он убедительно доказывал, что при правильном коучинге и руководстве «петь может каждый». По всему миру люди, которые до этого пели только в душе, приняли вызов и начали петь публично, вместе с коллегами. По словам Малона, совместное пение дает жизненно необходимые ощущения, сегодня всем не хватает: «чувство социальной и духовной близости с другими людьми». Свой корпоративный хор появился у десятков компаний: Deloitte, Citigroup, Google, Boeing, The Telegraph, Facebook, Channel 4, John Lewis & Partners, Linkedin, LEGO и других.

Журнал Time утверждает, что совместное пение — отличный способ борьбы со стрессом, так как снижает уровень гормона кортизола: «Хор дешевле, чем психотерапия. Не так вреден для здоровья, как алкоголь. Точно веселее, чем тренировки». «Мне доверили ведущую партию в нашем хоре, — рассказывает Натали Вэсти, байер лондонской сети универмагов John Lewis & Partners. — Уверена, что это стимулировало мои лидерские качества в работе. Такие навыки определенно применимы к карьере».

Корпоративные музыкальные проекты

GOOGLE

Googapella — хор компании Google — поет в офисе в Маунтин-Вью уже семь лет. Его основатель Рон Аарон уверен, что участие в хоре удерживает сотрудников от смены места работы: «Да, для многих участие в Googapella — решающий фактор. Совместное пение — это нетворкинг с сотрудниками других отделов, развитие лидерских навыков, укрепление рабочих отношений. Это доступно каждой компании, у которой есть свой музыкальный проект».

BOEING

Хор компании Boeing в Сиэтле состоит из сотрудников компании — действующих и вышедших на пенсию — и их родственников. Проект, который начинался как корпоративное хобби, стал профессиональным коллективом. Сегодня он гастролирует с концертами по всему миру. Президент хора Бенджамин Кендал признается, что хор — чуть ли не единственный способ пообщаться с коллегами из других отделов: «Boeing настолько большая компания, что обычно я вижу большинство участников хора только на репетициях».

KIILTO FAMILY GROUP

Финская компания Kiilto может похвастаться корпоративным хором в городе Лемпяля с 2015 года. «Хоровое пение — это ярчайший образец командной работы. Хотя у членов хора могут быть разные
партии, они не соревнуются. Очень важно научиться слушать друг друга и находить гармонию», — считает основательница хора Сату Йюрякоски.

JOHN LEWIS & PARTNERS

В одном из оркестров лондонской компании John Lewis & Partners стажера, которому только исполнилось 18, и исполнительного директора бренда Питера Джонса посадили рядом. Директор был у стажера «вторым номером» просто потому, что хуже играл. Они должны были работать как команда, чтобы исполнить сложную партию кларнетов. И им это удалось.

«ЯНДЕКС»

В московском офисе компании «Яндекс» есть все условия для совместного пения и музицирования. Практиковаться можно в любое время в специальной музыкальной комнате. По сути, это мини-студия со звукоизоляцией, всем необходимым оборудованием и инструментами. Иногда там репетируют музыкальные группы сотрудников, которые потом выступают на ежегодных «Яндекс.Джемах». Там же проходит обучение игре на гитаре.

Общие занятия помогают группе свободнее общаться

«Внутри «Яндекса» собиралась гитарная группа — я пошел на пробное занятие и втянулся. Гитара мне досталась с историей — раритет из города Бобров. Подруга подарила ее с условием, что я буду играть. Пришлось играть.

Занятия были два раза в неделю плюс домашние задания. На это уходило довольно много времени, но я продолжал, потому что были и плюсы. Музыка помогала немного перезагрузиться и отдохнуть. Обязательным этапом обучения стали отчетные концерты. В первый раз было страшно. Мы играли на сцене небольшими группами по 4–5 человек, поэтому персональные огрехи были не так слышны в общем звучании. Плюс у нас были отличные отношения в группе и чувство поддержки.

Зал принимал нас хорошо, это вселило уверенность. Было замечательное ощущение, что получается наконец сыграть что-то самостоятельно. Это еще долго вдохновляло на то, чтобы продолжать репетировать. В итоге я понял, что профессиональным музыкантом мне не стать, но играть для себя и друзей — тоже отличная мотивация».

Александр Ганьшин team-lead «яндекс.погода»


Как все устроено: от прослушивания до выступления

«Обычно мы работаем над проектами в три этапа. Сначала проводим опрос сотрудников: кто хотел бы выступить, каким инструментом владеет, что хотел бы исполнить. Примерно 70% желающих поют (сюда же входят те, кто одновременно поет и играет на инструменте). Остальные — играют, как правило, на гитаре или фортепиано, реже — на ударных. По нашим наблюдениям, самые активные — специалисты отделов продаж и клиентского сервиса, IT-департаментов и HR-отделов.

Дальше собираем группы по 4–5 человек. Если не хватает участников для полноценного состава, подключаются наши музыканты. Следом идет первая репетиция и прослушивание нашими кураторами. Можем скорректировать состав и репертуар. На этом этапе мы составляем график репетиций.

За несколько часов до мероприятия все собираются на финальный прогон (саундчек), чтобы люди, которые никогда не выступали, привыкли к сцене и «живому» звуку».

Сергей Денисенко основатель проекта rock after work


На пользу делу

В обмен на услугу создания музыкального проекта руководству компании обещают инициативных, кооперирующихся, психологически ресурсных и довольных сотрудников — словом, персонал мечты.

«Многие поют или играют на музыкальных инструментах в свободное от работы время, но мечтают оказаться на сцене «по-настоящему», почувствовать себя звездами, — делится Сергей Денисенко, основатель проекта Rock After Work. — Мы помогаем работодателям осуществить мечты сотрудников. Они благодарят лояльностью и мотивацией».

В марте этого года Rock After Work готовил сотрудников «МегаФона» к выступлению в честь 8 Марта. Участники объединились в группы по 4–5 человек и без фонограммы исполнили для коллег хиты известных групп — от Beatles до «Кино». После они признавали, что даже
не ожидали, сколь сильные эмоции испытают — от сцены, живого звука, оваций зала и аплодисментов руководства.

Опыт Денисенко подтверждает, что корпоративные музыкальные проекты помогают сотрудникам эффективнее работать в команде: «Группа — организация в миниатюре. Нужно, чтобы каждый исполнял свою роль, тогда получится отличный результат. Мы пытаемся объединять людей таким образом, чтобы в одной группе оказались работники разных подразделений компании. На репетициях мы видим, как люди, которые до этого могли не взаимодействовать, начинают общаться, выдвигать предложения, вместе находить решения и приходить к консенсусу».

Доступно каждому

Лидеры музыкальных школ и студий заверяют, что участвовать в хоре могут все желающие, независимо от уровня музыкальной подготовки. И вокалисту с опытом, и новичку найдутся партия и наставник. Репетициями руководят кураторы-педагоги, с которыми можно обсудить песню, сценическое движение, костюмы, номер в целом. Обычно выбор репертуара оставляют сотрудникам. Это может быть и современная музыка, и классика, и джаз. Если композиция очень сложная, куратор адаптирует ее под общий уровень хора. Как правило, наставники советуют присмотреться к самым зажигательным и узнаваемым мелодиям: так зрители смогут подпевать или даже танцевать. «Домашние задания, конечно, есть. Те, кто тренируются дома, продвигаются намного быстрее, — добавляет художественный руководитель школы музыки «Виртуозы» Анастасия Пупко. — Но за «невыученные уроки» никого не ругают. Нет задачи превращать такой досуг в «музыкальную школу», тем самым отбивая желание участвовать. Задача — создать комфортную среду, в которой люди могут отдохнуть после работы и пообщаться с коллегами за общим делом».


Что дает вам участие в корпоративном хоре?

96,6% - Я лучше узнал своих коллег
89% - Улучшилось мое самочувствие и настроение
84% - Укрепилась моя уверенность в себе
82,3% - Усилился навык командной работы
77,5% - Отношение к работе стало позитивнее


Как создать хор в компании с нуля

Для создания собственного хора или другого музыкального проекта компании нужно, прежде всего, желание. Можно провести опрос и узнать, кто из сотрудников хотел бы поучаствовать, кто имеет опыт игры на музыкальном инструменте.

Иногда инициатива исходит от самого коллектива. Например, в главном офисе компании Kiilto Family Group корпоративный хор предложила создать ассистент отдела исследований и разработок Сату Йюрякоски. «Идея хорового или просто совместного пения зародилась у меня еще за несколько лет до создания хора. В нашем отделе у нас есть привычка петь за работой и особенно во время неформальных встреч по вечерам. Оттуда и появилась идея создания хора», — поясняет Сату.

Чтобы начать репетиции, не нужно ничего глобального — только художественный руководитель. Такую роль может играть как приглашенный специалист, так и кто-то из сотрудников. В любом случае этот человек должен быть лидером, понимать в музыке и ладить с людьми.

«Размер компании не влияет на возможность организовать
сотрудникам музыкальный коллектив, — добавляет Сергей Денисенко. — Конечно, нужно, чтобы нашлись коллеги, которые владеют какими-то инструментами или хотят петь. Но главным фактором здесь будет человек, который может взять на себя как организаторские, так и творческие задачи. То есть в группе должен быть формальный лидер, который мог бы всех собрать, вдохновить, направить и постоянно руководить творческим процессом. Это совершенно нетривиальная задача. В Rock After Work ее выполняют кураторы».


Чарт rock after work

Самые популярные композиции у сотрудников

  1. Blur — Song 2
  2. «Звери» — «Районы-кварталы»
  3. «Чичерина» — «Ту-лу-ла»
  4. White Stripes — Seven Nation Army
  5. «Чайф» — «17 лет»
  6. Rolling Stones — Satisfaction
Далее в номере
Время чтения 2 мин
Вода + экстрим
Нырять в пещеры и ловить ветер
Время чтения 2 мин
Пять ситуаций, которые можно «продышать»
Простые и полезные упражнения
загрузить еще