Именно такая нескромная должность указана у Елены Поповой в шапке ее профиля в Instagram. В реальной жизни все более прозаично: Елена занимается развитием корпоративных коммуникаций «Чайхоны № 1» братьев Васильчуков.
Амбассадоры — сотрудники компании, которые продвигают ее идеи и ценности как внутри коллектива, так и за его пределами.
Кроме того, она является бренд-амбассадором холдинга Restart Vasilchuk Brothers и ведет собственный курс по работе с сотрудниками-амбассадорами в компаниях. Специально для AlfaHealth Елена составила понятную пошаговую инструкцию, как организовать сообщество амбассадоров в компании.
Елена Попова
- Работает в сфере внутрикорпоративных коммуникаций с 2004 года, начинала карьеру в ФК «Уралсиб».
- В 2007 году перешла в ГК «МИАН», где возглавила отдел внутрикорпоративных коммуникаций, затем работала в системном интеграторе «Астерос».
- В 2013–2015 годах занималась проектной работой: внедряла краудсорсинговую платформу в ОАО «РЖД», строила систему внутренних коммуникаций в PR-агентстве «Апостол» под руководством Тинатин Канделаки.
- В 2015 году присоединилась к команде «Чайхоны № 1» братьев Васильчуков (холдинг Restart Vasilchuk Brothers).
1. Определить цели
Как и у любого начинания, в компании у сообщества должна быть цель. Это может быть развитие реферальной программы, когда сотрудники рекомендуют свое место работы, внедрение идей устойчивого развития, повышение вовлеченности персонала в активности компании, развитие спорта и многое другое. Начните со списка целей и задач, в решении которых вам могут помочь коллеги.
2. Отобрать участников
Когда я начинала программу в «Чайхоне № 1», я шла методом проб и ошибок. Я подумала, что амбассадорами внутри коллектива должны быть самые активные сотрудники, амбассадорами спорта в компании — те, кто бегает марафоны. Но этот путь утопичный. Человек комфортно работает в своем ритме, бегает в удовольствие марафоны, а ты подходишь и предлагаешь ему дополнительную нагрузку, продвигать какие-то ценности, вовлекать коллег куда-то. Что он сделает? Скорее всего, уволится — и будет прав.
Как вовлечь сотрудников в программу амбассадоров? Для начала проанализировать, под какие задачи нужны люди, прописать портрет потенциального амбассадора, продумать программу, нематериальную мотивацию, самому стать примером и вдохновлять. Нужно искать не самых активных, а тех, кто подходит по профессиональным и личностным качествам. И уже после этого предлагать сотрудникам войти в ряды амбассадоров компании: «У нас есть цель, ты можешь помочь нам ее достичь. Если у тебя есть желание и время, приходи. В результате ты сможешь развиться в этом и этом». Не назначать, а вовлекать!
3. Наладить коммуникацию
У нас в компании работает более 5 тыс. человек, из них амбассадоров — 30 человек, так называемый «Звездный десант». Для коммуникации с амбассадорами необходим отдельный канал. У нас это группа в мессенджере, где я могу отвечать на вопросы ребят, получать от них новости для соцсетей или попросить помощи в конкретной задаче.
В каждом отдельном случае нужно выбирать канал коммуникаций, который наиболее удобен сотрудникам. Хорошо, если у вас есть мобильное приложение, в рамках которого вы можете реализовать данную задачу.
Для внешних коммуникаций у нас есть Instagram @chaihona1family, где мы показываем жизнь наших ресторанов, делимся новостями со всеми. Этот канал отлично работает на бренд работодателя. Нам часто пишут туда потенциальные кандидаты с сообщениями «Хочу у вас работать».
Кейс «Лига амбассадоров»
Амбассадорами компании могут быть не только текущие сотрудники, но и потенциальные. По такому пути пошла Coca-Cola HBC Россия. FMCG-гигант в 2019 году запустил проект «Лига амбассадоров» в восьми ведущих вузах по всей России — от Москвы до Владивостока.
Компания отобрала наиболее креативных и инициативных студентов, организовала для них экскурсии на заводы и в офисы, тренинги по развитию личностных компетенций, лекции от руководителей департаментов. Амбассадоры же, в свою очередь, делились информацией о карьерных возможностях Coca-Cola в своем вузе, помогали в организации дней карьеры, мастер-классов и тренингов компании на базе университета. В конце программы самые активные студенты отправились в поездку на Байкал для участия в экологическом проекте компании «За чистое будущее озера Байкал».
4. Мотивировать амбассадоров
Мы не мотивируем сотрудников какими-то очевидными материальными вещами. За время работы над сообществом я поняла, что главная мотивация для амбассадоров — это развитие и признание. Признание коллег, признание руководства. Мы реально даем амбассадорам программу развития. Ребята ездят на гастрофестивали, учатся у лучших представителей индустрии, выступают на мероприятиях по нашей тематике, ходят на конференции, раз в три месяца у них проходят «слеты» с участием руководства. Для официанта или бармена понимание того, что ты можешь влиять на процессы в компании, предложить классную идею, которая будет реализована, — очень важно.
5. А что дальше?
Меня часто спрашивают, что будет, если амбассадор покинет компанию. Это абсолютно нормально, когда человек меняет место работы. Я очень радуюсь, когда амбассадоры «Чайхоны № 1» растут в компании, но также поддерживаю, когда они идут дальше, ведь от этого они не перестают быть нашими амбассадорами. Они с удовольствием продолжают ходить в наши рестораны, рассказывать про нас друзьям. Для меня это очень ценно!