Как компании помогают сотрудникам в период пандемии.
Главное — разговаривать!
Первыми на новые реалии отреагировали крупные корпорации. «Норникель», СИБУР, «Россети» организовали внутри компаний оперативные штабы, куда сотрудники могли обратиться по любому вопросу, связанному с новыми условиями работы. Некоторые компании открывали горячие линии поддержки сотрудников или создавали специальные корпоративные порталы, где отвечали на часто задаваемые вопросы.
«Первый и самый важный поддерживающий блок, который снимает беспокойство и помогает ощутить стабильность, — это наличие информации», — говорит ведущий менеджер по персоналу «Рексофт» Виктория Плужникова. Конечно, сегодня руководитель компании вряд ли точно ответит на вопрос: «Что будет дальше?", но он может описывать текущее состояние компании, рассказывать о планах на ближайшее будущее, краткосрочных перспективах.
В «Рексофт», например, с этой целью провели видеоконференцию с генеральным директором, который ответил на вопросы сотрудников.
Однозначного ответа, как будет развиваться корпоративная культура после пандемии, у HR нет.
Психолог на проводе
По данным линии психологической поддержки «АльфаСтрахование» для застрахованных клиентов, чаще всего в период пандемии люди обращались за помощью из-за панических атак (62 % обращений) или немотивированной агрессии (37 % обращений).
Почти 65 % обращений мужчин были связаны с депрессией из-за отсутствия перспектив и страха потери работы. Женщин волновали обострившиеся на карантине вопросы гендерных взаимоотношений. 41 % женщин признались, что испытывают стресс от невозможности видеться со своей второй половиной.
По данным ВЦИОМ, почти 90 % россиян оказались весной в состоянии сильного стресса, в марте продажи антидепрессантов выросли почти на 35 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Однако корпоративная культура, в которой есть поддержка психолога, — новая для России, поэтому каждая компания решала этот вопрос по-своему. В компании Deloitte штатный психолог работает уже три года, причем сотрудники могут обращаться к нему в том числе и по личным вопросам. А многие компании наняли штатного психолога именно в период пандемии.
Статистика сервиса по подбору персонала hh.ru говорит, что с апреля по август 2020 года на сайте появилось на 27 % больше вакансий корпоративных психологов, чем годом ранее. Некоторые компании отдали этот процесс на аутсорс. Ольга Китаина, психолог, основательница сервиса по подбору психологов Alter, рассказывает, что именно в 2020 году ее компания начала активно работать с корпоративным сегментом. Причем позволить себе психологическую помощь сотрудникам могут не только крупные корпорации, но и небольшие и средние компании. «Наши клиенты — это компании от 50 до 1 000 человек, где уже сформировалась корпоративная культура, чтобы предоставлять сотрудникам такую форму поддержки. Часто это IT- или около-IT-компании: аутсорсеры, продуктовые команды, софтверные компании. Либо это очень продвинутые компании — лидеры своих индустрий, которые задают тон для всей отрасли», — отмечает Ольга Китаина. Среди возможностей Alter — психотерапия онлайн или очно, поддержка психологов в чате, вебинары и тренинги с психологическим уклоном. Стоимость сессий работодатель может компенсировать полностью или частично.
Учиться новому
Рынок онлайн-образования во время пандемии рос рекордными темпами. Корпоративное образование не осталось в стороне от этого тренда.
По данным исследования компании «ЛАНИТ», лишь у 19 % организаций подход к обучению остался прежним, а 38 % перешли на дистанционное обучение. При этом чаще всего (62 %) компании обучают своих специалистов hard skills. На втором месте — 41 % — обучение корпоративным стандартам, а 35 % организаций выбирают развитие soft skills.
Но есть и компании, которые придумывают собственные форматы обучения. Например, онлайн-университет «Ростелекома» подготовил для сотрудников курсы, полезные в новом формате работы: «Как выстроить удаленную работу?», «Практики управления распределенной командой», «10 ошибок руководителя в управлении удаленной командой» и другие. В онлайн-эфир приглашались разные специалисты: врачи рассказывали о мерах предосторожности против коронавируса, эксперты проводили вебинары на различные темы, например: «Как пандемия меняет искусство» или «Как развивать детей на удаленке».
Виктория Плужникова из «Рексофт» отмечает, что самое главное для компании — максимально сохранить процессы, которые существовали до пандемии. «Мы регулярно делимся знаниями в формате семинаров и лекций. Очень неожиданно, но мы сумели запустить внутренний двухмесячный онлайн-курс по нагрузочному IT-тестированию, который изначально планировали проводить в офлайн-формате. Стартовали восемь новых потоков курсов по изучению английского языка, которые впервые идут полностью в дистанционном режиме», — рассказывает эксперт.
Онлайн-корпоративы
Грандиозные шоу на несколько тысяч человек, для которых компании снимали клубы или концертные залы, сейчас невозможны, но это не значит, что компании оставили сотрудников без развлечений. Хотя статистика по этому вопросу не совсем утешительна: по данным сервиса «Работа.ру», 66 % российских работодателей отказались проводить новогодние корпоративы. Большинство из тех, кто все-таки решился на это, перевели мероприятие в онлайн-формат. Например, «Авито» разослал своим сотрудникам наборы для приготовления новогодних коктейлей, а «Лаборатория Касперского» пригласила в онлайн-эфир для сотрудников телеведущего Ивана Урганта.
Но есть и более бюджетные способы поддержать и порадовать коллег.
Например, «Ростелеком» запустил марафон поддержки «Вместе справимся». На корпоративном портале сотрудники оставляли свои желания, а другие по мере возможности исполняли их. Отправка букета ромашек или вкусного десерта для коллеги повышала командный дух не меньше, чем звездные ведущие.
Что еще придумали компании для сотрудников?
- Камера в столовой
- Экстраотпуск
- Промокоды на такси и еду
- Финансовая помощь
Что дальше?
В исследовании KPMG 56 % менеджеров по персоналу ответили, что компании планируют вернуться к предыдущему формату работы, указав, что все меры носят исключительно временный характер. Некоторые из введенных сейчас практик компании рассматривают как опции для введения на регулярной основе: удаленная работа (36 %), онлайн-отбор (46 %), онлайн-обучение (41 %).
Однако стоит отметить, что умение вести диалог, поддерживать коллег, давать сотрудникам возможность развиваться и отдыхать — те факторы, которые необходимы каждой компании в любое время.