Зима 2021-2022

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Примета времени: если раньше после работы люди шли в кафе или клубы, то теперь в кружки по керамике, живописи, мозаике. Зачем взрослые, успешные и состоявшиеся в своей профессии люди тратят время на любительское искусство? Наш редактор поделилась собственным творческим опытом и поговорила с преподавателями и учениками студий, в которых она занимается.

БАЗОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Все знают классическую пира­миду Маслоу. Сначала — материальные потребности: пища, безопасность, а уж потом — творческая самореализация. Но современность так стремительно смешивает пласты реальности, что иногда материальная сфера, вроде работы и зарабо­тков, совершенно виртуализи­руется, а душевные и духовные потребности приобретают вполне материальную форму.

Светлана Малая редактор

Рисую я с детства, но с точки зрения обучения и реализации дальше школьной изостудии планы не строила и профессией своей я выбрала не краски, а буквы. Хотя всю жизнь что­-то бесконечно рисовала в блокнотах, на салфетках, на полях тетрадок, я полагала, что дам волю своему увлечению как­-нибудь потом. В приоритетах были работа и семья. В конце концов это «потом» обрушилось на меня в форме выго­рания. Я была эмоционально опустошена, обратилась к психологу и в терапии с удивлением обнару­жила в себе сильнейшую потребность в творчестве, и даже конкретно — в живописи маслом. Хотелось что-то делать руками, соприкасаться с красками, холстом, создавать осяза­емые материальные вещи.

Так пять лет назад я пришла в питерскую студию "Я творю". И с тех пор я ее постоянный посетитель. Прошла множество мастер­-классов и курсов для начи­нающих и продвинутых, а также спецкурсы по маринистике, скетчингу и портрету. Два года назад почти случайно оказалась в студии мозаики "Сад Гранат" и "пропала" — после двух курсов основ — римской и современной мозаики — осталась заниматься по системе абонементов. Чуть более года занимаюсь керамикой — сначала в "Гончарной студии No 1", а теперь в студии "Бис­ квит". Больше всего понравилась роспись — первое место в рейтинге занимают майолика и графика на фарфоре.

В общей сложности у меня сейчас около 50 живописных работ, многое я раздарила, что­-то продала, плани­рую бизнес. Участвовала в спецпро­ектах ­выставках "Живые камни земли Израильской" с копией храмовой напольной мозаики VI века (работа "Лань"), "Море. Океан" с рабо­той "Скалы на диком пляже Урса рядом с мысом Рока (Португалия)". Выставляла свою работу "Дон Кихот" по рисунку Пабло Пикассо на выставке "От античности до абстракции". Сейчас участвую в спецпроекте "Модерн" — делаю мозаику по картине Франца фон Штука "Тилла Дюрье в роли Цир­цеи". Также в активе несколько керамических работ. Из росписи хотелось бы отметить две серии: "Тонущие листья" в технике майолики и "Глаза на стебельках" — роспись по фарфору.

Творчество стало занимать в моей жизни центральное место, стало базовой потребностью и даже начало приносить доход. И моя ситуация не уникальна — чем больше я обща­юсь на эту тему с однокурсниками и преподавателями, тем глубже пони­маю силу и власть творчества. Мне кажется, что современный мир только начинает их осознавать.

НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ

А также не боги рисуют, делают мозаики, занимаются вышиванием и кузнечным делом. Кто же эти люди, которые не жалеют времени и сил на «ручной труд»? Узнаем из первых уст — от педагогов.

Олег Калитеня художник, педагог студии «Я творю»

Люди приходят разные и за разным. Кто­-то ищет расслабления от нерв­ ной и тяжелой работы. Кто-­то воплощает детскую мечту. Стараюсь помочь каждому — преодолеть робость и убеждение, что творчество для тех, кто им занимается профессионально. Конечно же, это не так. Творить, я убе­жден, может кто угодно. На то есть холст, кисти, краски, а главное — желание.

Мария Скурихина педагог студии мозаики «Сад Гранат»

Есть несколько категорий людей, кото­рые "подсаживаются" на творчество. Первая категория — это люди умствен­ного труда: программисты, бухгалтеры, то есть большинство из нас, у кого вся работа в компьютере. Сейчас, когда реальное общение все больше заменяется зумом и скайпом, выпа­дение из реальности ощущается еще сильнее. Такие люди идут не столько на живопись или мозаику, сколько приходят работать с чем­-то конкрет­ным. И это правда — когда ты дела­ ешь что­-то и видишь результат своего материального труда, это дает ни с чем не сравнимую радость.

Вторая история связана с психоло­гическим выгоранием или зациклен­ностью на определенной жизненной ситуации. Часто психологи таким людям рекомендуют ручную работу, контакт с физическим материалом. По сути это арт-­терапия, потому что чело­ век "отдает" все негативное в мате­ риал. А заодно перестраивает мышление — уходит из своей цикличности в зону постановки цели и ее выполне­ния. Часто бывает, что люди, "застряв" в сложной ситуации, просто не могут ничего делать, ничего решить, и любое творческое занятие помогает им выйти из замкнутого круга. Происходит смещение внимания с проблемы в зону конкретного и осязаемого действия. Человек убирает внимание с абстракт­ ной ситуации, на которую не может повлиять, и переключается на взаимодействие с материалом. Возвраща­ется контроль над реальностью, тре­вожность уходит, появляется ясность мысли.

Третья причина стать художни­ком­-любителем — это эффект "замед­ления". Он особенно важен для руководителей и людей, которые работают в режиме мультизадачности с большим объемом информации. Такие люди особенно любят мозаику за ее нето­ропливость — камешек за камешком, все делаешь в своем темпе. Это как медитация, только лучше. Ты выбира­ешь скорость своей работы согласно своему внутреннему ритму, входишь в состояние управления временем. Это как раз то, чего трудно достичь в своей обычной трудовой деятельно­сти, где на тебя постоянно оказывается давление внешних обстоятельств.


Мозаика «Скалы на диком пляже Урса рядом с мысом Рока (Порту­галия)». Смальта, камень, стекло


РЕАЛЬНОСТЬ И ВИРТУАЛЬНОСТЬ

Любой большой тренд порождает антитренды, которые развиваются ему в противоход. Это не отрицание мейнстрима, а скорее естественная попытка любой устойчивой системы уравновесить силы. Так происходит во всех сферах — в бизнесе, в куль­ туре, в социальной области. Мате­риальность, тактильность уходит из нашей жизни, вытесняемая техно­логиями AR и VR (и вообще, мы скоро все окажемся в какой­-нибудь метавсе­ленной). Поэтому людям так хочется соприкасаться с физическим миром, ощущать «реальную реальность». Открытие творческих мастерских явля­ется сейчас набирающим силу трен­ дом наряду с изучением программи­рования или дизайн­-мышлением.

Никакого противоречия в этом нет. Так работает наша биология: ребенку с первых дней жизни важно все тро­гать, мять руками, красить, лепить. Его взаимодействие с миром идет через тактильные ощущения. С возрастом это ослабевает, но не исчезает. А когда наша повседневность становится все менее и менее материальной, потреб­ность во взаимодействии с физиче­ским миром обостряется. Когда люди приходят заниматься мозаикой, кера­микой, что­-то вырезают из дерева — это не связано с конкретным матери­алом, это связано с материальностью как таковой. Как правило, посетители творческих студий пробуют разные практики, останавливаются на одном материале и углубляются в него.

Наталья Петрова преподаватель, педагог-психолог, ученица студии «Я творю»

Я занимаюсь в студии более пяти лет. Живопись для меня — это и арт­-те­рапия и творческая самореализация, и возможность удивлять и радовать близких, для кого мои картины предна­значены. Хочу, чтобы после меня оста­лись произведения, в которых присут­ствует моя энергетика.

Со временем изменилось мое воспри­ятие окружающего. Я стала не только замечать, но и лучше понимать свой­ства явлений, характер, текстуру, природу их возникновения, цветовые оттенки. Изменился мой способ фик­сации событий, вещей. Если раньше это был фотоаппарат, то теперь это кисть и мастихин.


«Яичница». Холст, масло, акрил


Еще один важный аспект: люди все больше обособляются в своей деятельности. Раньше человек был многозадачен, и занятия его были разносторонние. Он сам себе был швеей, строителем, поваром. Сейчас все занятия сегментированы. Но любая профессиональная деятельность со временем переходит в зону авто­ матизма, истощает эмоционально. Посещение арт­-студий дает чело­ веку возможность, оставаясь в своей профессиональной деятельности, попутно заниматься раскрытием сво­его творческого потенциала в качестве хобби. По сути, психологи и творче­ские мастерские занимаются одним и тем же, просто разными путями. Творчество связывает человека с его бессознательным посредством созидательной деятельности. И чем больше оно направлено на создание, а не на копинг­-стратегии, тем лучше от него терапевтический эффект.


«Гранат». Холст, масло


Ирина Байкова психолог, ученица студии мозаики «Сад Гранат»

Я занимаюсь мозаикой с 2019 года. И благодаря этому увлечению пошла учиться на арт­-терапевта в институт "Иматон", сейчас студентка 3 курса. Для меня это повышение квалификации, в рамках которого я разрабатываю собственный курс.

Раньше арт-­терапию и мозаику никто не соединял, так что для меня это серьезный вызов и большая творче­ская и методологическая задача, кото­рую я планирую защищать как диплом­ное исследование. Буду исследовать процесс создания мозаики в качестве инструмента арт-­терапии. Гипотеза звучит так: занятия по созданию моза­ики из стекла, камня, смальты и гальки благотворно влияют на психоэмоци­ональное состояние, снижают уро­вень тревожности, развивают творческий потенциал человека, поэтому могут использоваться как инструмент арт­-терапии.

Будут исследованы такие психоло­гические показатели, как самооценка, спокойствие / тревожность, энергич­ность / усталость, чувство уверенно­сти в себе / чувство беспомощности, подавленность.

Мною разработан ряд мастер­-классов, в которых используются различные материалы. Эти занятия мы будем проводить с группой испы­туемых. Участникам будет предложено заполнить психологические опросники до занятий мозаикой и после.

В процессе исследования будем отслеживать, как участники чувство­вали себя, как изменилось их состо­яние по указанным показателям. Я предполагаю, что мозаика несет очень сильный положительный тера­певтический эффект и в целом люди будут чувствовать себя лучше.

Для психологического исследова­ния я буду обращаться к стандартизо­ванным методикам: опроснику "Само­ оценка эмоциональных состояний", разработанному американскими психологами А. Уэссманом и Д. Риксом, а также опроснику по методике САН (самочувствие, активность, настро­ение), разработанному В. А. Доски­ным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шарай и М. П. Мирошниковым и предназна­ченному для оперативной оценки психоэмоционального состояния взрос­лого человека.

Мозаика — безумно интересный процесс. Это не только творчество, это инструмент регуляции психоэмоционального состояния. Люди прихо­дят в стрессе, с тревогами, тяжелыми мыслями, а уходят расслабленные и довольные. Мне самой больше всего нравится колоть камень, а потом создавать из осколков красоту. Все выплеснул и снова готов к позитив­ ному восприятию мира. Это даже лучше, чем спорт, потому что нет никаких противопоказаний.


«Натюрморт с виноградом». Холст, масло


ТРЕТЬЕ МЕСТО

В творческих кружках есть еще одна особенность — они дают то, что современные социологи называют «третьим местом» (автор концеп­ции — американский социолог Рэй Ольденбург). Это пространство, которое принадлежит человеку как индивидууму, и не связано с его про­фессией, работой, с семьей. Это только его — личное, персональное. Туда можно прийти, позаниматься тем, что тебе нравится, пообщаться с единомышленниками.


Тарелки «Тонущие листья». Роспись в технике майолики


Анна Жолновская художник, преподаватель студии «Я творю»

Коллектив нашей студии давно превратился не просто в друзей, а во вторую семью. Люди, которые приходят ко мне учиться, не пере­стают меня вдохновлять и восхи­щать своим неподдельным интере­сом, тягой к прекрасному! С ними я постоянно открываю для себя что­-то новое в живописи, с ними у меня есть стимул расти и разви­ваться самой. Мои ученики — люди очень увлеченные. Недавно пришла мама троих маленьких детей на курс по голландскому натюрморту. И с таким вдохновением говорила о выставках, на которых побы­вала, о книгах, которые прочитала, об искусстве Голландии!


«Закат на море с камнем». Холст, масло


Я постоянно наблюдаю, как заня­тия живописью меняют человека, дают стимул развиваться, узна­вать новое. Иногда приходят люди, которые стесняются проявлять себя в творчестве. Говорят: "у меня в школе по рисованию двойка была". И вы бы видели, с какими счастливыми лицами уходят они затем со своими кар­тинами, как потом возвращаются и приводят друзей. Одна ученица, когда в первый раз взяла кисть в руки, через минуту вернула мне ее обратно, со словами: "вы рисуйте, а я посмо­трю". Сейчас она пишет огромные картины, метр на метр или два на два, которые восхищают не только посе­тителей студии, но и соседей, так как картинами она украшает парадную своего дома. Так и живем, поддержи­ваем друг друга и радуемся, что уда­ется привнести немного цвета и кра­сок в нашу жизнь.


Мозаика «Дон Кихот» по рисунку П. Пикассо. Камень


Современный, быстро меняю­щийся мир периодически ставит под вопрос не только наши пред­ставления о норме, о правилах, но и о смысле жизни. Экзистен­циальный кризис влечет человека в среду единомышленников, с кото­рыми его объединяет творчество. В художественных студиях человек, с одной стороны, раскрывает свой неизрасходованный потенциал, а с другой стороны — видит рядом с собой людей, которые занима­ются тем же самым, с которыми есть общие темы для рассуждений, разговоров. И не так важно, какой именно деятельностью они занима­ются. Можно ходить на курсы живо­писи, витража, керамики, мозаики, вышивки. Все это работает схожим образом. Все эти «третьи места» становятся отдушиной, помогают сделать жизнь более разнообразной и интересной.

Далее в номере
Время чтения 5 мин
В ТАНДЕМЕ С ДОКТОРОМ
Время чтения 8 мин
Новости
загрузить еще