Осень 2019

Менеджер — это синдром

Специфика и объем эмоциональных нагрузок у менеджеров может приводить к формированию особого комплекса симптомов, который так и назвали — синдром менеджера.

Стресс решает все?

Ведущим фактором развития синдрома менеджера считается стресс. Современное понимание стресса применительно к офисным работникам звучит так: стресс — это не просто воздействие стрессирующих факторов, это степень, в которой люди должны перестроить свой образ жизни в ответ на внешнее воздействие.

Согласно мнению автора концепции стресса, канадского ученого Ганса Селье, выделяют дистресс — стресс, связанный с отрицательными переживаниями, и эустресс — положительные эмоции также являются стрессом, как ни парадоксально. Физиология эустресса и дистресса имеет много общего: в головном мозге меняется функциональное состояние гипоталамуса и лимбической системы. Это приводит к выработке гормонов, активирующих надпочечники. А те, в свою очередь, выбрасывают в кровь стрессорные гормоны —адреналин, кортизол. В этом усматривается смысл, заложенный самой природой: животное в ответ на угрозу должно убегать или вступать в бой, чтобы выжить. Стрессорные гормоны учащают сердечные сокращения и дыхание, расширяют зрачки и т. д. Это увеличивает шансы победить соперника или успешно спастись бегством.

Но наш современник из офиса не может и не должен отвечать на стресс физической агрессией или убегать от него. Чрезмерная вегетативная активация оказывается искусственно подавленной. При длительном воздействии стрессовых факторов возникает сначала перенапряжение, а затем срыв механизмов психической адаптации. Организм не может ни адаптироваться к хроническому стрессу, ни избавиться от него. Приходится приспосабливаться за счет собственных внутренних ресурсов, только состояние это нельзя назвать равновесием. Скорее, это устойчивая патология.

Некоторый уровень стресса необходим организму, чтобы поддерживать комфортное психологическое состояние

Золотая середина

В работе среднестатистического менеджера выделяют шесть основных видов стрессовых факторов: особенности самой работы, положение на ступенях служебной лестницы, роль в организации, межличностные отношения на работе, проблемы карьерного роста и взаимное влияние рабочей и домашней обстановок. Для каждого человека существует оптимальный уровень интенсивности труда, у большинства продуктивность максимальна при среднем уровне эмоциональной вовлеченности. Недостаточная нагрузка — тоже стресс. Но и излишнее время, затрачиваемое на работу, приводит к утомлению.

Как показали исследования, большим стрессом является ролевая неоднозначность и неясность роли на работе, т. к. это зачастую создает конкурирующие требования к работе. Например, если на рядового служащего негласно возлагают обязанности, превышающие его должностные полномочия (контроль над другими равными по должности сотрудниками, участие в сложных проектах и т. п.). Излишняя ответственность часто становится стрессовым фактором.

Конфликт между ролями в офисе и в семье — один из самых распространенных среди менеджеров. Не все могут легко перевоплощаться из роли амбициозного менеджера в роль нежного, любящего, заботливого мужа (или жены). А вот негативные эмоции с работы легко переносятся домой и наоборот.

Чтобы научиться эффективно преодолевать рабочий стресс, менеджеру нужно помнить пословицу: «Те деревья, которые не гнутся, — ломаются». В первую очередь рекомендуется научиться отличать стрессы, которые менеджер может контролировать, от неподвластных ему. И осознать: если человек не может контролировать стрессовый фактор, это еще не означает, что этот фактор будет контролировать человека.

Как правило, у нас нет готовых реакций на все возможные события, а эмоциональные проявления зависят от восприятия этих событий. Поэтому рекомендуется в свободное время (скажем, во время поездок в транспорте) проигрывать в голове возможные варианты гипотетических стрессовых событий, которых вы боитесь, и четко, пошагово представлять в воображении желательное, правильное поведение. Это может стать частью системы самоинструкций, которую можно сформулировать, например, как следующие этапы:

  1. Подготовка к встрече со стрессом: «Я смогу разработать план и справиться с ним».
  2. Реагирование во время стресса: «Пока я сохраняю спокойствие, я могу контролировать события».
  3. Совладание со стрессом: «Раздражение, гнев мешают мне правильно воспринимать ситуацию».
  4. Отражение опыта: «Это оказалось не так страшно, как я думал/думала».

Для снижения стрессогенности неконтролируемых факторов можно сформировать «банк положительных эмоций» — сюжеты и образы, связанные с позитивными ситуациями, и научиться время от времени «доставать» их. Это поможет регулировать эмоциональное состояние.

Гореть, но не выгорать

Эмоциональное выгорание поначалу относили к разновидностям стресса, но с недавнего времени стали выделять как самостоятельную часть синдрома менеджера. По определению Всемирной организации здравоохранения, эмоциональное выгорание — это физическое, эмоциональное и мотивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности работы, усталостью, бессонницей и повышенной склонностью к психосоматическим заболеваниям.

«Выгорающий» сотрудник склонен занижать свои профессиональные достижения, относиться к коллегам с элементом черствости, формализовать рабочий процесс. Эти негативные качества могут сначала носить неявный характер и проявляться только внутренним раздражением. Но со временем они прорываются наружу и провоцируют открытые действия. Интересно, что в рамках выгорания женщины более склонны к эмоциональному истощению, а мужчины — к агрессии.

Эмоциональное выгорание приводит к снижению эффективности. «Выгоревший» профессионал склонен откладывать дела со дня на день, действует слишком прямолинейно, не рассматривает альтернативные точки зрения. Он старается минимизировать время, проведенное на работе, при любой возможности остается дома — например, берет листок нетрудоспособности.

Чтобы справиться с выгоранием, надо знать, что, помимо внешних причин, есть и эндогенные факторы выгорания. Это прежде всего иррациональные установки сознания. Например, установки долженствования: «я должен быть…», «работа должна быть…», «коллеги должны быть…». Или катастрофичность: «все не так, как следовало бы», «все плохо». Не менее вреден и перфекционизм: «надо всегда быть успешным», «чтобы удержаться на этой работе, надо быть сверхкомпетентным».

Преодолеть эти патологические установки самостоятельно сложно. Но можно попробовать задать себе сократовский вопрос: а разумны ли мои установки? Что мешает мне быть таким, каким мне хочется? На самом ли деле все так плохо, как я представляю? Затем попытаться на листочке записать позитивные стороны работы, воссоздать положительные моменты. А при появлении травмирующих, болезненных мыслей — произнести мысленно «стоп!», сначала вслух, потом про себя. Хорошей техникой может стать парадоксальная тренировка, когда предлагается сформировать ироничное, юмористическое отношение к негативным вещам.

Кратковременный стресс может быть полезен и мотивировать на действия, но долгий и постоянный стресс плохо сказывается на здоровье

Болезненная слабость

Астению, или «болезненное истощение», называют последствием непомерного давления общества на психику человека. Иногда астению путают с хронической усталостью. Но последняя развивается после перенесенных вирусных инфекций, между тем как астения в рамках синдрома менеджера связана с рабочим процессом. Первыми признаками астенизации являются снижение работоспособности и быстрая утомляемость. В дальнейшем к ним присоединяются снижение памяти и внимания, рассеянность, неустойчивость настроения, расстройства сна. От физиологической утомляемости астения отличается тем, что перечисленные симптомы присутствуют вне связи с избыточной нагрузкой и не исчезают даже после отдыха. Астенизированный сотрудник может приступать к новому заданию с большим рвением, но его силы иссякают через считанные дни, продуктивность снижается в геометрической прогрессии.

Для профилактики и лечения астенического синдрома хорошо работает аутогенная тренировка с активирующими упражнениями. В дневное (рабочее) время в положении сидя на стуле можно про себя произносить формулу самовнушения: «Я стою под водопадом» или «Мне на спину падает прохладный освежающий душ», затем «Мои мышцы сильные и упругие, я готов к любой борьбе!». Перед сном могут быть назначены мягкие седативные препараты на основе валерианы, пустырника или пиона. Чередование активации и расслабления нормализует активность мозга и способствует снижению астенических проявлений.

Доктор, это опасно?

Еще в позапрошлом веке было выявлено, что телесные переживания отражают наше бессознательное. Не имеющие выхода отрицательные эмоции и переживания трансформируются в соматическое состояние, которое с течением времени может перейти в болезнь (такие патологии называют психосоматическими). Это — ответ на распространенный вопрос, надо ли бороться с рабочим стрессом и формирующимся синдромом менеджера.

Сегодня психосоматические заболевания называют платой цивилизованного человека за умение скрывать эмоции. Какое конкретно заболевание может развиться на фоне накопленного стресса — зависит от типа темперамента и степени эмоционального напряжения.

Без врачебной помощи и объективной оценки человек с синдромом менеджера склонен либо драматизировать свое состояние на фоне астении («тошнота — признак язвы желудка», «я слышу свое сердце, значит, со мной что-то не так», «головокружение — симптом высокого давления»), либо вследствие выгорания игнорировать явные симптомы и откладывать визит к доктору («некогда — нужно работать», «все равно ничего не найдут», «у мамы/папы/бабушки было то же самое — прожили до ста лет»). Распознать психосоматическое расстройство можно по четкой связи обострений с увеличением стрессовой нагрузки. Обычно лечением таких пациентов занимаются профильные врачи (терапевт, кардиолог, гастроэнтеролог и т. д.) в сотрудничестве с психотерапевтом.

Екатерина Демьяновская
Врач-невролог, к. м. н.
Далее в номере
Время чтения 5 мин
Ни дня без работы
Что делать, если вы трудоголик?
Время чтения 4 мин
Где взять силы и энергию в большом городе?
Рекомендации эксперта
загрузить еще