В современном мире, где профессии исчезают, трансформируются и оцифровываются, постоянное обучение и приобретение новых навыков становится залогом карьерного роста и успеха
Карьера для обучаемых
Концепция lifelong learning (от англ. «обучение длиною в жизнь») сегодня популярна как никогда. Стремительное развитие технологий приводит к тому, что профессионалам приходится постоянно делать апгрейд знаний для решения задач.
«Специальность может оставаться той же, но ее функционал становится гораздо шире, поскольку сегодня идет тенденция на кросс-компетентность сотрудников, — поясняет Марианна Снигирева, исполнительный директор университета интернет-профессий «Нетология».
С одной стороны, диджитализация и искусственный интеллект в будущем угрожают оставить без работы не только тех, кто занимается ручным трудом, но и «креативный класс». С другой стороны, рост gig-экономики (развитие рынка труда фрилансеров) также усиливает конкуренцию на рынке. Академического образования, полученного 10–15 лет назад, многим становится недостаточно, чтобы оставаться эффективным в профессии. Включается тревожная кнопка: «Не будешь учиться новому — останешься за бортом».
«Остановка в обучении специалиста показывает, что он не готов выходить из зоны комфорта, ставить новые задачи. Для работодателя важно видеть, что кандидаты с хорошим профессиональным опытом умеют учиться», — замечает основатель кадрового агентства ProPersonnel Татьяна Долякова.
«Постоянно возобновляемое обучение — больше не бонус, который приятно практиковать. Это обязательный пункт для работников и работодателей, которые хотят преуспеть на рынке сегодня», — утверждает Кевин Саймон, продакт-менеджер LinkedIn Learning.
Но не все эксперты разделяют такую категоричность: «Существует иллюзия всеобщей необходимости непрерывного образования. Она возникла в основном из-за роста IT-индустрии, работники которой действительно нуждаются в постоянном переобучении, — считает Дмитрий Волошин, сооснователь проекта «OTUS — онлайн-образование». — Но есть ведь и другие профессии. Например, гражданские пилоты. На заре развития авиации они учились каждый день. Сейчас в такой интенсивности обучения нет необходимости».
«Взять, к примеру, маркетологов. Еще три года назад большинство представителей этой профессии могло не разбираться в массивах больших данных и предиктивной аналитике. Но сегодня такой специалист уже профнепригоден.
Дизайн раньше основывался на вкусе и экспертизе ведущих специалистов рынка. Теперь компании не могут себе такое позволить: массовый дизайн сейчас ориентирован на измеримые данные и понятные алгоритмы расчета пользовательского поведения».
Марианна
Снигирева Исполнительный директор университета интернет-профессий «Нетология»
«У российской экономики три ключевые сферы: нефтегазовая, банковская и государственная. И все они и так переведены на «цифровые рельсы» везде, где возможно. Поэтому потребности в переобучении на текущий момент там уже не так внушительны.
На волне хайпа все бросились изучать Python и машинное обучение. Когда 100–200 сотрудников HR-службы крупнейшего банка по заданию руководства учат Python, выглядит это довольно забавно. Знать язык программирования само по себе неплохо, но не думаю, что это сильно пригодится им в работе».
Дмитрий
Волошин Сооснователь
проекта «OTUS —
онлайн-образование»
Знания онлайн
Хотя запрос рынка на обучение взрослых с каждым днем растет, при принятии на работу во многих сферах решающим фактором все еще остается академический диплом.
По словам Дмитрия Волошина, есть отдельные IT-профессии, где на диплом уже не смотрят, — важнее опыт. Кое-где дополнительное образование становится фактором принятия решения. Еще пять лет назад это было невозможно. Но в общей массе работодатели в нашей стране довольно консервативны, поэтому и трансформация идет медленно. В их понимании все еще «дополнительное образование, конечно, хорошо, но ничто не заменит диплома МГУ».
Не каждый профессионал готов отрываться от работы, чтобы снова погрузиться с головой в академическую программу. Работодатели, естественно, тоже не торопятся отпускать надолго ценных сотрудников, поэтому виртуальные университеты стали альтернативой офлайн-образованию.
Образовательные платформы предлагают бесконечную вереницу форматов обучения на любой вкус и цель. Например, созданная профессорами Стэнфорда Coursera.org делает доступными всем желающим видеокурсы по 160 специализациям от ведущих университетов мира. Такие курсы с практическими заданиями, тестами, обратной связью и нетворкингом вполне успешно конкурируют с офлайн-образованием. Сегодня они привлекают множество слушателей, которые готовы инвестировать в себя и ценят свое время.
«Работодатель обращает внимание на наличие у кандидата тяги к непрерывному обучению в профессиональных целях. Ему важны указанные в резюме курсы, семинары и вебинары, профильные онлайн-университеты. Считается, что дополнительное сертифицированное образование специалист сегодня должен получать не реже чем раз в пять лет. Это дает преимущество при трудоустройстве, в том числе когда речь идет о международной карьере».
Татьяна
Долякова
Основатель кадрового агентства ProPersonnel
Наставники
Внутри компании набирает популярность формат наставничества. Зачем искать знания вовне, если этот ресурс есть внутри? Формат может быть разным: корпоративные курсы, coffee talks и школы по актуальной специализации. Результат почти всегда: повышение квалификации, распространение компетенций, вовлеченность и даже карьерные взлеты. Особенно любят этот формат нефтяники, банкиры и высокотехнологичные компании, доход которых напрямую зависит от квалификации сотрудников. Два лидера интернет-рынка в России — «Яндекс» и Mail.ru Group — организовали открытые образовательные проекты, которые уже несколько лет помогают им готовить нужных специалистов.
Босс в помощь
Образование сегодня рассматривается компаниями в качестве точки роста. Компании любят индивидуальный подход и предсказуемый измеримый результат.
Все крупные образовательные платформы предоставляют корпоративным клиентам инструменты контроля, по которым можно отслеживать посещаемость, вовлеченность и прогресс. Все для того, чтобы быть уверенным: бюджет компании действительно тратится на новые навыки сотрудников, а не учебу «для галочки». Индивидуальный подход — тоже явление привычное. Образовательные игроки, как и компании-заказчики, заинтересованы в результате, релевантном целям бизнеса.
«Все чаще компании заказывают индивидуальную разработку и съемку видеокурсов по профессиональным навыкам, — отмечает Тимур Нигматуллин, руководитель отдела B2B-продаж университета интернет-профессий «Нетология». — Они учитывают специфику отрасли и самой компании плюс экономически выгодны — обновлять их несложно».
Ирина Разнатовская, руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами компании Skyeng, подтверждает необходимость персонализации курсов: «Компаниям сегодня недостаточно просто бизнес-английского. Часто нужен курс по конкретной отрасли или задаче с изучением специальной лексики. Мы научились адаптировать материалы под потребности каждого клиента: благодаря машинным алгоритмам можем создать набор отраслевой лексики на английском за пару дней, скомпоновать готовые уроки так, чтобы сотрудники выучили грамматику за 12 занятий. Или написать с нуля курс, который приведет компанию к ее цели.
Не всегда эта цель напрямую связана с индивидуальными карьерными потребностями. Например, один из наших клиентов — компания, которая занимается обслуживанием самолетов. Их механики превосходно владеют сложной профессиональной лексикой, безошибочно заполняют документы, но не могут поговорить с иностранцем на отвлеченные темы. Казалось бы, рабочему процессу это не мешает. Но к нам они пришли, именно чтобы сломать языковой барьер, так как компания работает на европейском рынке и будет гораздо лучше восприниматься партнерами и заказчиками, если все сотрудники будут говорить по-английски без стеснения».
Личный опыт: lifelong learning man
«Моим первым дополнительным образованием стал спорт. Учась в школе, я параллельно занимался горными лыжами: участвовал в соревнованиях, приобретал навыки конкуренции и стал кандидатом в мастера спорта.
Учился в МИФИ на кафедре экспериментальной и теоретической физики, там же получил второе экономическое образование. Студентом (как и все вокруг) очень верил в силу дипломов, теперь уже отношусь к этому реалистичнее. Охотнее возьму на работу человека с базовым образованием и релевантными проектами в копилке, чем человека с пятью дипломами и нулевым опытом.
Важным этапом моего обучения стал Yandex Startup Camp — акселератор с достойным списком тьюторов. Мы пришли на него со своей компанией AeroState. Для меня после НИИ те советы и тренинги стали по-настоящему ценными.
В «Яндексе» работаю уже пять лет, за это время несколько раз пришлось выступать перед аудиторией более 3 000 человек. К публичным выступлениям я готовился с корпоративными тренерами. Никаких лекций нам не читали, мы просто раз за разом репетировали, получали фидбэк и корректировали недостатки. В итоге это позволило чувствовать себя уверенно в нужный момент. На мой взгляд, именно так и стоит обучать прикладным навыкам.
Сейчас прохожу несколько курсов на Coursera. В прошлом году перешел из «Яндекс.Погоды» в Yandex Self-Driving Cars и почувствовал, что нужно углубить знания по микроэлектронике. Онлайн-курсы с заданиями и фидбэком — лучший вариант: целенаправленно решают мою задачу и не отнимают слишком много времени.
Начинать обучение, когда ты уже что-то знаешь и умеешь, сложно. Сложно отвлечься от стереотипов, которые диктует тебе предыдущий опыт. Нужна широта взгляда, гибкость, смелость начать с нуля и принять новое — то, что есть у детей и философов. Майндсет, мне кажется, важнее, чем форма обучения».
Дмитрий Соломенцев
Руководитель проектов Yandex Self-Driving Cars, основатель AeroState
Что студенты ждут от онлайн-образования
- Сопровождение и наставничество в процессе обучения. Помимо общения с преподавателем и сокурсниками, нужен фидбэк по заданиям, чтобы иметь возможность исправлять свои ошибки и расти.
- Видеоформат. Как в формате онлайн-стриминга, так и в виде готовых роликов. К качеству материалов также предъявляются высокие требования: практичность знаний, отсутствие «воды» в лекциях, уровень экспертности преподавателя.
- Траектория обучения для достижения цели. Взрослая аудитория ценит каждую минуту своего времени, поэтому им не нужно обучение ради процесса. Образовательная траектория должна быть выстроена так, чтобы человек четко видел результат в конце и представлял время, за которое он к нему придет.
Марианна
Снигирева
Исполнительный
директор университета
интернет-профессий
«Нетология»
«Цифровая» реальность требует обновления знаний в режиме онлайн