Зима 2019

С самого начала

Многие крупные работодатели регулярно привлекают студентов и молодых специалистов на стажировки. Мы узнали, зачем бизнес инвестирует в программы для студентов и выпускников.

Какие существуют  у вас в компании программы стажировок?

Вера Соломатина Директор по персоналу SAP CIS

«Каждый год российское подразделение SAP набирает 80–90 стажеров. Они попробуют себя более чем в 10 направлениях: IT, маркетинг, поддержка продаж, административная работа, юриспруденция, финансы, HR. Конкурс на стажерскую позицию от 2 до 7 человек.

По факту это не только работа, но и обучение, как говорят в SAP, learning by doing. Претендовать на участие в программе могут студенты вузов, а для тех, кто хочет работать в SAP после окончания университета, существуют другие программы трудоустройства.

Требования ко всем стажерам в SAP не ограничиваются формальным уровнем upper intermediate в английском и готовностью работать не менее 35 часов в неделю в офисе. Предпочтение отдают тем, кто открыт опыту, инициативен, готов менять мир. Это определяет HR-менеджер на этапе первичного собеседования. Инициативность и открытость новому — одни из главных принципов корпоративной культуры SAP.

Мы гордимся программой стажировок для студентов с ограниченными возможностями. На протяжении многих лет SAP придерживается принципа Diversity & Inclusion (разнообразие и включенность). В 2019 году в российском офисе SAP на эту программу принято 10 человек».


Анастасия Зальцман Директор по персоналу Redmadrobot

«Для ребят, которые только выходят на рынок труда, мы делаем программы и курсы дополнительного профобразования на внешних площадках, таких как Skillbox, «Среда обучения», Contented, Binary District. Также мы преподаем в двухгодичной программе по «Дизайну мобильных приложений» в Британской высшей школе дизайна. Все эти программы можно проходить еще до завершения обучения и знакомиться с принципами и подходами, которые есть в Redmadrobot». 


Ася Левадная Управляющий директор (СОО) коммуникационного агентства Commgroup

«Мы традиционно берем на летние стажировки студентов из вузов, где преподаем или преподавали, — это ВШЭ (факультет медиакоммуникации) и РГГУ (факультет истории политологии и права). Стажировка занимает порядка четырех недель. Студент на это время полностью погружается в работу в роли ассистента менеджера».


Нина Филимонова Директор центра развития карьеры МГУУ Правительства Москвы

«С 2011 года в Правительстве Москвы проходит стажировка «Москва моими глазами». На протяжении девяти месяцев стажеры пробуют свои силы в трех органах исполнительной власти города (по три месяца на каждую организацию).

Подать заявку на стажировку можно по одному из шести направлений: медийный город, социальный город, городская экономика, комфортная среда, правовое пространство, HR-город. Стажер выбирает удобный график: 20 часов работы в неделю для студентов и 40 часов — для выпускников». 


Татьяна Долякова Генеральный директор рекрутингового агентства ProPersonnel

«Стажировки до полугода практикуют многие крупные компании, чаще всего в сферах производства, IT и Digital, консалтинга и финансов. Условия стажировок, как правило, конкурсные. Компании в основном ждут студентов старше 3-го курса и выпускников вузов (до 1 года после окончания обучения), мотивированных, с хорошими коммуникативными и аналитическими навыками. Всегда в плюс владение технологиями, знание иностранных языков.

Зарплата стажера в Москве стартует от 25–30 тысяч руб. в месяц. На рынке есть предложения краткосрочных стажировок без оплаты — за обучение, опыт, связи.

6 из 10 стажировок заканчиваются трудоустройством (SuperJob)

Однозначно сказать, что затраты компаний на стажировки компенсируются, трудно: все зависит от того, насколько результаты стажировок интегрированы в бизнес-процессы. Но многолетний опыт таких брендов, как P&G, СИБУР и др. показывает, что из перспективного стажера вырастает грамотный специалист. 

Помимо кадрового обновления, стажировки способны решить другие задачи: 

  • укрепление HR-бренда (узнаваемость, лояльность молодежной аудитории),
  • формирование института наставничества в компании, что обеспечивает преемственность трудовых ресурсов,
  • обновление бизнес-процессов с точки зрения потребностей и интересов молодого поколения».

Инна Анисимова Генеральный директор PR-агентства PR Partner

«Мы принимаем стажеров круглый год, хотя специальных программ у нас нет. Обычно стажеры пишут тексты, рассылают пресс-релизы, мониторят СМИ, помогают организовывать мероприятия».


Екатерина Васильева Директор по работе с людьми Росгосстрах Банка

«В апреле 2019 года Росгосстрах Банк сменил бизнес-стратегию и перестроил HR-цикл (подбор, адаптация, обучение, мотивация и удержание сотрудников). В 2019-м все силы были направлены на построение нового формата нашей сети, обслуживания клиентов и продаж, поэтому масштабная программа стажировок для студентов и выпускников планируется к запуску в следующем году. Пока же стажеры выходят в разные подразделения Росгосстрах Банка точечно, на отдельные проекты или мероприятия».


Сколько стажеров остается в компании?

Вера Соломатина Директор по персоналу SAP CIS

«Глобальная задача нашей программы стажировок в том, чтобы ни один стажер не остался внутри компании. Важно обучить их передовым знаниям по работе с продуктами и максимально комфортно интегрировать в экосистему SAP — к партнерам или клиентам. Но, если интерн решит остаться у нас, ему будут рады».


Анастасия Зальцман Директор по персоналу Redmadrobot

«Пока мы набираем стажеров в ручном режиме и составляем для них индивидуальные траектории развития. Каждый год приглашаем 3–4 junior-разработчиков, они потом остаются в штате. Также ежегодно проходят стажировки для разработчиков уровня middle: 2,5 месяца образовательных интенсивов с лекциями, семинарами и разборами кода. Мы отбираем около двадцати человек, а по окончании в команду забираем около пяти».


Ася Левадная Управляющий директор (СОО) коммуникационного агентства Commgroup

«Мы принимаем от 1 до 4 стажеров в зависимости от потребностей и загрузки менеджеров (сотрудник, который берет новичка «под крыло», должен выделять время на его обучение). В лучшем случае в штате остается один человек».


Нина Филимонова Директор центра развития карьеры МГУУ Правительства Москвы

«В начале, в 2011 году, мы набрали 20 стажеров, в 2017-м — 70, а в 2018-м — уже 200. Примерно половина интернов остается работать в структуре Правительства Москвы. Ребята, которые успешно проявили себя на стажировке, сегодня занимают посты от специалистов и советников до начальников управлений и глав управ. По окончании программы выпускники также попадают в кадровый резерв Правительства Москвы». 


Инна Анисимова Генеральный директор PR-агентства PR Partner

«Около 30-ти студентов проходят через агентство каждый год. Из них приблизительно 20 % попадают в штат».


Что стажировка дает компании?

Вера Соломатина Директор по персоналу SAP CIS

«Мы, как вендор, формируем пул качественных специалистов для своих клиентов и партнеров, а стажеры становятся амбассадорами SAP в разных компаниях». 


Анастасия Зальцман Директор по персоналу Redmadrobot

«Работодатель получает лояльных ребят, которые познакомились с компанией, погрузились в процесс и культуру; сотрудники — возможность прокачаться в менторстве и преподавании. 

Это и экономически выгодно. Мы собрали калькулятор расчета найма сотрудников, в котором учитываем среднюю зарплату с учетом грейда, часы участников собеседований, сервисы и прочие статьи расхода. Если сравнить затраты на обычный поиск с затратами на проведение стажировок, то последние окажутся очень выгодными.

Кроме того, стажировки важны для развития сообщества. Для нас важно увеличить средний уровень людей на рынке».


Ася Левадная Управляющий директор (СОО) коммуникационного агентства Commgroup

«Во-первых, это развивает наш коллектив: мы не только включаем в него молодого сотрудника, но и сами тратим время на его развитие. Во-вторых, это лишние «руки», которые помогают решать разные задачи. 

И главное — стажировка позволяет разглядеть «алмаз», способного будущего сотрудника и «вырастить» его». 


Нина Филимонова Директор центра развития карьеры МГУУ Правительства Москвы

«Стажировки помогают нам рассказывать молодежи о работе в госслужбе и привлекать таланты в госсектор. Молодежь получает возможность найти себя, прокачать навыки. Правительство Москвы находит отличных сотрудников, а город становится лучше, ведь на него работают мотивированные молодые люди». 


Инна Анисимова Генеральный директор PR-агентства PR Partner

«Многие стажеры действительно помогают компании, выполняя не сложные, но важные поручения. Иногда приходят люди, которые в итоге обосновываются в агентстве.

Стажировки в консалтинге очень важны: достойную работу без опыта не получить. Понимая этот закон рынка, к нам приходят желающие сменить профессию и те, кто долго находился без работы (из-за декрета, например). 

Для бизнес-среды стажировки тоже полезны. Происходит круговорот знаний, развитие компаний идет быстрее». 


Екатерина Васильева Директор по работе с людьми Росгосстрах Банка

«Программы стажировок решают комплекс задач: от развития бренда работодателя до обновления и пополнения кадрового резерва. Кроме того, в процессе стажировки у наставников в компании есть возможность понять потребности и мотивацию нового поколения, пообщаться с молодежью, которая не ограничена корпоративными рамками, мыслит нестандартно. Стажировка дает возможность увидеть потенциальных работников банка, которые в будущем станут потребителями банковских услуг.

Программы стажировок нужны как банку, так и учащимся. Для студентов и выпускников открываются возможности для развития — networking в среде профессионалов, обмен опытом, онлайн-курсы, книги и другие материалы с внутреннего портала компании».

Далее в номере
Время чтения 6 мин
В гости к Санте
Новогодние маршруты
Время чтения 6 мин
Все по плану — карьерному
Отвечаем на вопрос, кем быть
загрузить еще