Весенние события 2020-го напоминали сценарий блокбастера: «Землю захватывает опасный вирус, города и страны закрываются на карантин, людей переводят на удаленную работу. Шок, паника, растерянность». Но это была реальность, которая не замедлила сказаться на рынке труда. Останется ли это в нашей памяти как ЧП, или окажется новым трендом? Что из этого следует на практике? Отвечают эксперты.
Что было и что будет
По опросам Службы исследований hh.ru, в апреле 2020 года 30 % руководителей российских компаний считали, что их команда способна продержаться в удаленном режиме не более месяца, 18 % «оптимистично» рассчитывали свои силы на полгода, а 10 % признавались, что в их компании предел уже наступил. Перспективы удаленки виделись большинству в мрачных тонах: 58 % отвергали идею дистанционной работы после карантина и лишь 8 % опрошенных воспринимали ее как возможность.
Но время шло: компании адаптировались к новым условиям, оптимизировали свои процессы, а сотрудники привыкали к удаленному режиму. В результате многие стали находить в удаленке больше плюсов, чем минусов. Компания SuperJob проводила два замера: в апреле и октябре 2020-го. И выяснила, что за это время число сторонников онлайн-работы выросло с 19 до 37 %, а противников сократилось с 66 до 47 %.
По данным январских опросов 2021 года («Инфосистемы Джет» совместно с Citrix), большинство компаний уже рассматривало удаленку как перспективную идею. Похоже, что удаленка — это надолго.
Трудности перевода
Резкий перевод на удаленку сотен и тысяч сотрудников ожидаемо перегрузил IT-отделы крупных и средних компаний. Опросы («Инфосистемы Джет» и Citrix, январь 2021 г.), выяснили, что 52 % служб техподдержки работали в мобилизационном режиме. 35 % респондентов сообщили о том, что у сотрудников дома не было необходимой техники — компьютеров и ноутбуков требуемого уровня. Проблемой оказалась низкая пропускная способность домашних каналов связи, а также недостаточная информационная безопасность. Все это подтолкнуло бизнес к ускорению цифровизации и быстрому поиску высокотехнологичных решений. Большинство (60 %) использовало для перевода сотрудников на удаленку базовую конфигурацию, то есть удаленный доступ к компьютерам и VPN. Но многие (36 %) особенно в IT- и финансовом секторе, применяли такие передовые решения, как виртуальные рабочие места (VDI) и Desktop as a Service. Важной технологической инвестицией стали закупки лицензионного софта и бизнес-пакетов для видеосвязи Skype и Zoom.
Для многих компаний отдельным вызовом стал контроль за работой сотрудников на удаленке. Популярным решением оказались разнообразные методы удаленного мониторинга. Самые популярные программы:
- Kickidler транслирует рабочий стол сотрудника в режиме реального времени;
- StaffCop представляет собой таблицу, где работник может указывать причины своего отсутствия и их длительность, а работодатель получает ежедневно отчет;
- CrocoTime определяет, когда человек работает и когда его компьютер просто автономно включен.
Техника на службе HR
Наталья Геллер
руководитель разработки HR-решений RG-SOFT
Все идет к тому, чтобы взаимодействие с сотрудником было простым, удобным, прозрачным. Ведущую роль в процессе играют цифровые технологии. В этой области быстро появляются новые решения. Например, пульс-опросы, которые позволяют мониторить состояние и настроение сотрудников, помогают быстро принимать нужные меры. Это регулярные опросы на одну короткую тему: раз в неделю, в месяц. Темы могут быть абсолютно разные, например: взаимодействие с командой, сложности и проблемы, возникающие во время удаленной работы, получение необходимой поддержки от непосредственного руководителя или HR-службы. Прохождение подобного опроса занимает не более 2–3 минут. Опросы можно проводить анонимно, это зависит от темы.
Также не теряют своей популярности известные методы оценки, одним из которых является «Оценка 360°». Методика позволяет оценить уровень компетенций сотрудников и дает возможность на основании полученных результатов сформировать индивидуальные планы развития. Большую роль сейчас играет уровень компетентности руководителей. Умение ставить задачи и контролировать результаты безусловно важны, но роль эмоционального интеллекта в управлении людьми растет с каждым днем. Необходимо взаимодействовать со своей командой, мотивировать, развивать, давать качественную обратную связь. Это напрямую влияет на производительность труда и эффективность персонала. И метод «360°» позволяет, при соблюдении определенных условий, провести оценку компетенций и получить объективные и надежные результаты.
Актуальный тренд — перевод всех HR-процессов в единую автоматизированную систему. Например, новая версия «1C:ЗУП КОРП» объединяет в себе все основные HR-модули, такие как подбор с возможностью проведения онлайн-интервью по компетенциям, адаптация, обучение и развитие персонала, включая СДО, и прочее.
По закону
Перевод сотрудников на удаленку вызвал много вопросов юридического характера. Они потребовали от правительства доработки Трудового кодекса.
Любовь Сысоева
юрист, адвокатское бюро «S&K Вертикаль»
8 декабря 2020 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях», который начал свое действие с 1 января 2021 года. В нем есть важные положения, которые следует иметь в виду работодателям.
Согласно ст. 312.6 работодатель обязан обеспечить дистанционного работника всем необходимым для выполнения им трудовой функции, а именно: оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации. При желании и при согласовании с работодателем работник может использовать свою личную технику и ресурсы. В таком случае работодатель должен выплатить компенсацию за использование принадлежащего ему оборудования и ПО.
У работников есть право не быть на связи с работодателем круглосуточно, не отвечать на письма и звонки во время отдыха (ст. 107 ТК РФ). В случае производственной необходимости работодатель может с согласия работника привлечь его к выполнению трудовой функции вне рабочего времени в порядке, предусмотренном для оплаты сверхурочной работы, в соответствии со ст. 152 ТК РФ.
В статье 312.4 ТК РФ указывается, что режим рабочего времени может определяться трудовым или коллективным договором, локальным нормативным актом или дополнительным соглашением к трудовому договору. Установленные порядки, касающиеся начала и окончания рабочего дня, не должны меняться в зависимости от того, работает ли работник в офисе или на удаленке.
Новая ситуация на рынке труда
Вынужденный массовый эксперимент 2020 года показал, что у дистанционного формата большое будущее. Большинство компаний уже оценили его преимущества: можно сократить затраты на офис, нанимать персонал из регионов и существенно экономить. Оптимизация офисных помещений оказалась актуальной для трети компаний: 24 % компаний хотят их реорганизовать, 12 % — сократить или переехать в более дешевый офис, 2 % готовы переселиться в коворкинг.
Элина Куэста
HR-эксперт, управляющий партнер сервиса irecommend.work, спикер программы правительства Москвы «Малый бизнес Москвы»
Возможности удаленной работы меняют структуру рынка труда. Соискатели теперь не ограничены географически: профессионал, живя на периферии или за городом, может работать в крупной столичной компании. Причем эти специалисты создают конкуренцию для «местных», привыкших к щедрым зарплатам, бонусам и карьерным возможностям. Завышенные оклады у топовых специалистов могут просесть.
С повсеместным введением удаленки люди будут работать откуда угодно и с кем угодно — даже с зарубежными компаниями, просто сидя у себя дома. Это будет влиять и на структуру городов — если раньше людей в большие города приводил поиск работы, то сейчас пошел обратный отток: многие переезжают в пригороды, в более комфортную и здоровую среду для обитания. Все больше людей хотят жить в своем доме и ездить на работу пару раз в неделю. Сегодня возможность работать на удаленке — это важное конкурентное преимущество, с точки зрения соискателей.
Кого не ждут в офисе
В 35 % компаний считают, что частично или полностью на удаленке у них будут работать бухгалтеры, в 28 % — HR-сотрудники, в 24 % — IT-отдел. 11 % компаний готовы обеспечить дистанционной работой маркетологов и рекламщиков. 8 % — юристов и экономистов. В офлайне точно останутся те, без кого невозможно обойтись физически: продавцы оптовой и розничной торговли, работники транспортной сферы, логистики и медицинских учреждений. Остальные — на усмотрение работодателей.