Современный врач вооружен. В его арсенале — действенные методики лечения, обширные знания и препараты с доказанной эффективностью. Несмотря на это, он порой проигрывает, потому что даже лучшие лекарства бессильны, если принимать их неправильно, а тем более игнорировать.
В Канаде в 2014 году было проведено интересное исследование: в течение девяти месяцев после назначения терапии ученые наблюдали за тем, насколько точно пациенты выполняют рекомендации врачей по приему лекарств. И оказалось, что из более чем 15 тыс. пациентов только треть следовала советам докторов. Остальные лечились неправильно — не как врач прописал, а как им вздумается. В России статистика еще более удручающая — это показало исследование «Релиф» (расшифровывается как «Регулярное лечение и профилактика»), в котором у гипертоников и людей с ишемической болезнью сердца изучались уровень знаний о своих заболеваниях и приверженность врачебным назначениям. И оказалось, что лишь 3,3% пациентов без пропусков принимают назначенные им препараты для нормализации давления (тут интересно уточнить, как это проверяется. Обычно пациентов просят сохранить и потом принести пустые упаковки из-под препаратов, и считают, соответствует ли число таблеток тому, что было назначено для приема за прошедший промежуток времени. Есть еще специальные тесты с вопросами, которые составлены так, чтобы пациенты не понимали подвоха).
И вот парадокс! Казалось бы, пациенты обеспокоены собственным здоровьем, раз обратились к врачу. Но при этом принимают по своему усмотрению назначенные препараты, сами изменяют дозировки и периодичность приема, забывают о них, вспоминая только в периоды обострения симптомов. Все это закономерно приводит к ухудшению состояния. И пациенты связывают это не с нарушениями рекомендаций врача, а исключительно с неправильно подобранной терапией. В результате пациент, не достигая нужного эффекта, теряет веру в лечение, а доктор тратит свое время и усилия впустую.
СЛУШАТЬ, НО НЕ СЛЫШАТЬ
Точность соблюдения рекомендаций врача в медицине определяется термином «комплаентность», или приверженность лечению. Высокая приверженность подразумевает, что пациент принимает рекомендованные доктором лекарства:
- в правильной дозе,
- в нужное время,
- правильным способом,
- с правильной частотой,
- так долго, как прописал врач.
Кроме правильного приема препаратов, не менее важно соблюдать все рекомендации по изменению образа жизни в рамках лечения заболевания. При сахарном диабете это в первую очередь особое питание и достаточные физические нагрузки, при гипертонии — уменьшение потребления поваренной соли, ограничение жидкости и отказ от курения, при миопии — гигиена зрения и зарядка для глаз.
РАБОТА В ПАРЕ
Каковы бы ни были причины, заставляющие пациента сомневаться во врачебных предписаниях, крайне важно обсудить их с лечащим врачом. Лечение — это «парный танец» и обоюдная ответственность, в котором действия пациента за пределами врачебного кабинета имеют решающее значение. Ведь только малая часть процесса лечения проходит в стенах медицинского учреждения, а большая — за его границами. Врачу нужно сообщать все, что касается заболевания и терапии, даже мельчайшие подробности могут оказаться существенными. Врач и пациент — партнеры, которые сообща принимают решения и априори доверяют друг другу.
Но между тем медицинские психологи давно пришли к выводу, что эффективнее всего работает коллегиальная модель, когда пациенту нужно не просто слепо доверяться медицине, а включить свои знания, опыт и самому осознать и сделать выбор. Врач обладает необходимыми знаниями, и его задача — дать пациенту максимально полную информацию о заболевании, способах его лечения, перспективах и возможных результатах. Задача пациента — прислушаться к рекомендациям специалиста, уточнить все интересующие вопросы, начать лечение, контролировать питание, двигательную активность и прочие компоненты рекомендованного образа жизни. Во многих случаях разная тактика может давать примерно одинаковый результат, и при выборе того или иного пути врач ориентируется на пожелания, потребности и возможности пациента.
НИКАКИХ ТРАГЕДИЙ
Важный фактор хорошей приверженности лечению — правильное восприятие пациентом необходимости терапии и изменений своей жизни, поведения, питания, привычек. Правда, браться за себя всерьез готовы немногие. Сопротивление переменам — это нормально и вполне ожидаемо, такова сущность человека. Психологи выяснили, что восприятие информации от врача о необходимости принимать меры для борьбы с заболеванием проходит те же стадии, что и переживание так называемого «острого горя» в известной модели Кюблер-Росс.
- На первой стадии — отрицания — пациент считает, что, возможно, произошла какая-то ошибка, не может поверить, что действительно болен. Как следствие, он начинает сомневаться в профессионализме врача, в правильной постановке диагноза, в результатах исследований. Именно в этот момент могут начаться походы по экстрасенсам и штудирование рецептов народной медицины. И рекомендации врача выполняться не будут.
- Вторая стадия — принятия неизбежного — проявляется в форме гнева. Обычно на этой стадии человек задается вопросами: «Почему именно я?» и «Кто виноват?» Пациенту кажется, что врачи и вообще медицинский персонал недостаточно к нему внимательны, не слушают его жалобы, не хотят вникать в проблемы. Гнев может переживаться глубоко внутри, а в какой-то момент «выливаться» на окружающих. На этом этапе некоторые склонны писать жалобы на врачей, ходить по инстанциям. Это не конструктивно, крадет время и только мешает процессу лечения, поэтому так важно быстрее выйти из негатива и перейти к конкретным действиям, направленным на улучшение состояния здоровья.
- Третья стадия психологической реакции пациента — торг. На этом этапе люди пытаются совершить сделку с судьбой или врачом в стремлении уменьшить свою ответственность и «выторговать» послабления. Но если пациент так и не начал соблюдать рекомендации врача, то симптомы дадут о себе знать, силы постепенно будут уходить, болезнь начнет прогрессировать, что сразу же повлияет на психоэмоциональный статус человека.
- Закономерным продолжением является стадия
депрессии,
когда пациент приходит к заключению, что отрицать бессмысленно, ругаться бесполезно, торговаться не получается, и надо что-то решать. Но руки опускаются и ничего делать
не хочется. Эта стадия неприятна
и самому пациенту, потому что если до этого он активно сопротивлялся факту болезни и назначениям врача, то теперь он подавлен.
И остается только один вопрос — что делать дальше?
Человек начинает активный сбор и анализ информации для принятия решения. И теперь многое зависит от того, какую именно информацию он получает, от кого она исходит и есть ли рядом эксперт, к которому можно обратиться за достоверными данными и хорошим советом. Если человек встречает специалиста, который может адаптировать его к новой жизни — в новых условиях, с новыми привычками, с ответственностью за прием препаратов и пониманием роли всех участников процесса лечения, то наступает стадия адаптации. - Последняя стадия — это принятие, когда пациент начал соблюдать рекомендации врача. Правда, результаты поначалу могут быть недостаточными или не соответствовать ожиданиям. Важно не только оперативно корректировать лечение, но и не прекращать его, пока не будет достигнут нужный результат.
ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВЫЯВИЛА БОЛЕЕ 250 ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СОБЛЮДЕНИЕ ВРАЧЕБНЫХ НАЗНАЧЕНИ
ПОНЯТЬ И ПОМНИТЬ:
- лечение не всегда направлено на полное излечение: некоторые заболевания нельзя вылечить, можно только контролировать симптомы. Но и это очень важно, потому что позволяет замедлить развитие болезни, предотвратить осложнения и улучшить качество жизни;
- механизмы, приведшие к болезни, запущены не вчера, так что и прийти в норму за пару месяцев вряд ли получится;
- не стоит затягивать с принятием решений: во время раздумий болезнь развивается своим чередом. Если есть сомнения, лучше прибегнуть к помощи нескольких экспертов, возможно, с помощью дистанционных технологий. В медицине это называется «вторым мнением»;
- выполнение всех рекомендаций — залог успеха любого лечения и скорейшего выздоровления.