Идея пожизненного обучения плотно вошла в нашу жизнь: в формате развития компетенций, в виде карьерного роста внутри своей функции, как возможности кросс-функционального перехода, освоения смежных специальностей и даже радикального изменения базовой профессии. Рассматриваем, какие сейчас есть варианты для тех, кто хочет учиться и переучиваться, а также для тех, кто собирается учить нас быть востребованными на современном рынке труда.
ПОЧЕМУ ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ УЧАТСЯ?
Анна Чуксеева
карьерный психолог, карьерный консультант
Lifelong Learning — тренд мира, где навыки быстро устаревают. Его можно описать известной цитатой: "Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!" В реальности это может развиваться в нескольких сценариях.
Во-первых, "обучение длиной в жизнь" помогает строить карьеру: ведь никогда нельзя знать о своей профессии все. Чтобы развиваться в ней, важно учиться и hard-, и soft-навыкам. А еще исследовать смежные функции. По мере продвижения по карьерной лестнице добирать навыки управления, при смене отрасли — изучать ее специфику и т. д. Чем более разноплановый у вас опыт, тем выше ваша цена на рынке труда. Для работодателя учеба, курсы повышения квалификации — хороший знак.
Во-вторых, все чаще люди стали менять работу. Реальность такова, что в России в среднем человек проходит 5–6 маршрутов профессионального развития за жизнь: это может быть и вертикальная карьера внутри своей функции, и горизонтальная — в виде перехода в смежные направления, в проектную деятельность, в другие отрасли, в том числе и смена специальности.
В США этот показатель еще выше. Менять отрасли и функции стало проще, отношение общества к таким карьерам изменилось, это перестало быть признаком несерьезности. Мотивы могут быть разными: побег от выгорания, неверно выбранной специальности, стремление к новому. Это нормально, что человек переживает кризисы, проходит переоценку, вырастает из старого формата работы, сама работа тоже меняется.
В последнее время мы наблюдаем небывалый интерес к предпринимательству, работе на себя. С одной стороны, чем больше людей занимаются любимым делом, тем больше счастливых людей. С другой стороны, как карьерный специалист, я наблюдаю, что людьми иногда движет просто стремление побега и соблазн получить "новую прибыльную профессию за месяц". В карьерном менеджменте есть понятие планирования карьеры: не страшно изменить свой маршрут, важно, чтобы это было осознанное решение, а для этого в свой план развития надо включать не только обучение, но и работу над собой, психологические программы, чтобы понимать свои мотивы и свои страхи — это тоже важная часть роста и Lifelong Learning.
LIFELONG LEARNING — ОБУЧЕНИЕ ДЛИНОЙ В ЖИЗНЬ — НЕОТДЕЛИМО ОТ LIFEWIDE LEARNING, ГДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ОХВАТЫВАЕТ КАК ФОРМАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ, ТАК И НЕФОРМАЛЬНЫЕ, ТО ЕСТЬ ЛЮБОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ
«Учеба длиной в жизнь» входит в цели устойчивого развития до 2050 года, которые провозгласила ООН (promote lifelong learning opportunities for all). Для чего? Если кратко, то чтобы реализовать все остальные цели, большинство из которых связано с инновациями и гибким реагированием на постоянно меняющиеся вызовы.
Если рассматривать ситуацию на уровне корпораций, то компаниям сейчас приходится «сочетать несочетаемое» — сокращать выбросы СО2 и при этом продолжать наращивать мощности, внедрять массово цифровизацию и при этом не обрушивать рынок труда, быть социально ответственными, инклюзивными. И пандемия только добавила остроты в этот процесс, больше похожий на эквилибристику, чем на отлаженный раз и навсегда механизм работы. Специалист сегодня должен постоянно учиться, просто чтобы быть в тренде. А для карьерного роста учиться придется вдвойне усерднее.
Практически в каждой большой компании есть свои корпоративные университеты, академии. Регулярно проводятся тренинги, семинары, новичкам назначаются наставники, в штате часто присутствует психолог. Многие выстраивают коллаборации с ведущими вузами и бизнес-школами. «СИБУР» открыл исследовательскую лабораторию в «Сколково», питерская «Высшая экономическая школа» делает управленческий курс для «Газпрома», ВТБ — образовательные проекты с «Британской высшей школой дизайна».
С МЕСТА В КАРЬЕРУ
Классический вариант обучения ради карьеры — получить дополнительное академическое образование. Для этого существуют три базовых варианта: второе высшее (бакалавриат), магистратура (степень магистра) и бизнес-школа (степень MBA). Это серьезный шаг. Он требует времени, денег и подготовки. Но усилия, как правило, того стоят — выпускники делают карьерный прыжок и после обучения оказываются на значительно более высоких позициях, чем раньше. Обычно это руководящие должности в больших корпорациях. Как вариант, выводят собственный бизнес на качественно другой уровень, если являются предпринимателями.
В чем разница между вторым высшим, магистратурой и MBA?
- Во времени. Второе высшее (бакалавриат) занимает 2–3 года (в России), 3–4 года (в Европе, США). Магистратура — 1,5–2 года, бизнес-школа — 1–2 года.
- В финансовых затратах. Если учиться в России, то при прочих равных (престижность учебного заведения и форма обучения), дороже выйдет MBA и магистратура. Бакалавриат — дольше, но дешевле. За рубежом, наоборот, бакалавриат дороже и его редко выбирают как второе высшее, обычно после первого бакалавриата идут в магистратуру или бизнес-школу.
- В назначении. Если цель — получить квалификацию, мало связанную с текущей деятельностью, то логичнее всего пойти на второе высшее (допустим, учились на химика, а хотите стать финансистом). Магистратура, как правило, дает глубокое бизнес-образование в одной области, например, управление финансами, организация туристического бизнеса. MBA (General MBA) — это общее бизнес-образование, после которого вы сможете развивать любое направление в коммерции.
СПРАВКА ПО MBA
MBA General дает общее бизнес-образование. Студенты, как правило, с опытом работы 5–10 лет (после основного бакалавриата). Учеба очная.
EMBA (Executive MBA) — аналог MBA для работающих. Здесь учатся очно-заочно, иногда с полной или частичной оплатой от компании. Опыт работы от 10 лет.
Специальные программы MBA
направлены на подготовку в определенной области (финансы, проектный менеджмент, управление СМИ, гостиничный бизнес и пр.). Часто проводятся в коллаборации с компаниями или другими вузами.
Главное различие бизнес-школ — в рейтинге.
Он определяет стоимость обучения, престижность диплома и, в конечном итоге, результат всех усилий. Скажем так: не все дипломы MBA вызывают одинаковый восторг у работодателей. Рейтинг напрямую связан с аккредитацией. Старейшие, топовые бизнес-школы, такие как Гарвардская, Стэнфордская, INSEAD, IMD (и еще с десяток европейских и американских школ) аккредитованы по всем трем системам: AACSB (Association to Advance Collegiate Schools of Business), EFMD (European Foundation for Management Development), АMBA (Association of MBAs). Учеба в них стоит около 100 тыс. $ и выше.
В России все три аккредитации имеет Kingston/РАНХиГС (за счет коллаборации с Kingston), «Сколково» аккредитовано по двум системам, и есть еще с десяток школ, аккредитованных частично по российской системе (НАСДОБР), частично по одной-двум международным классификациям. От этого зависит цена обучения. Есть бизнес-школы с недорогими курсами, но у них нет аккредитации MBA, и в результате диплом не слишком котируется (готовьтесь к вопросу: «А что это за школа, в которой вы учились бизнесу?»). Это не говорит о плохом качестве преподавания, а всего лишь — о низком положении в рейтинге.
Денис Петров работал в крупной сетевой фирме на позиции hr-специалиста, перешел в функцию продаж, затем возглавил отдел в этой же компании
ИНОГДА ВСЕ РЕШАЕТ ФУНКЦИЯ
В нашей компании мне работать в целом нравилось, но ее специфика такова, что основной движущей силой, драйверами роста всегда были «продажники». В какой-то момент я стал чувствовать, что мне, как кадровику, становится «тесно» в рамках своей функции, что мои амбиции требуют более высокой планки. Понимая, как психолог, что неудовлетворенность работой ведет к эмоциональным срывам, я некоторое время размышлял над дилеммой. Можно было бы пойти по пути профессионального роста — искать более высокую должность в других компаниях, или вообще перейти в кадровое агентство. А можно было поменять функцию внутри своей фирмы, то есть, сделать ставку на своего работодателя, который во всех остальных аспектах меня устраивал.
Я решил откровенно поговорить об этом с руководством. В результате мы пришли к компромиссному решению. Меня 04 перевели на младшую позицию в отдел продаж с одновременным обучением в корпоративном университете и наставнической программой от опытных коллег. У меня уже был хороший старт: я знал специфику компании, все проекты, основных клиентов, имел хорошие коммуникативные навыки. Требовалось «прокачать» hard skills для успешной работы сейлзом. Благодаря поддержке руководства и помощи коллег я освоился в течение полугода. А еще через полтора — возглавил один из региональных отделов продаж. Мой совет — если чувствуете признаки выгорания, попробуйте рассмотреть кросс-функциональный переход или возможности проектной работы в рамках той же компании, иногда это срабатывает как мощный game changer.
Александр Бурасов
работает в крупной индустриальной компании, окончил в швейцарии (лозанна) бизнес-школу imd (школа входит в топ-5 в мире)
ЗАЧЕМ БЫЛО ЕХАТЬ В ЛОЗАННУ
Учиться я поехал, с одной стороны, ради профессионального развития — чтобы разобраться, как устроен бизнес, получить возможности для карьеры, развить нетворкинг. А с другой — чтобы не допустить выгорания: на той позиции, где я находился до момента отъезда, мне было уже немного скучно, и никакого продвижения явно не предвиделось. В принципе, мне нравилось в моей компании, но я хотел карьерного роста. До этого я был в продажах, а сейчас работаю в продуктовом развитии — в R&D, как и собирался. Без MBA меня бы туда не взяли или я начинал бы в этой функции с нуля, а так я пришел уже руководителем.
MBA за границей — дорогостоящее мероприятие: нужно понимать, что вы год не будете работать, у вас не будет дохода, плюс вам понадобятся деньги на проживание. К такому серьезному шагу надо финансово готовиться, причем заранее. Но главный вопрос, который нужно себе задать, — зачем вы это делаете. Об этом есть обширные гайдлайны, но все сводится к четырем базовым вариантам: первое — люди едут учиться за рубеж, чтобы потом остаться работать за границей, второе — чтобы вырасти внутри своей функции, стать руководителем, третье — чтобы сменить функцию, как я из продаж перешел в R&D, четвертое — через MBA можно поменять отрасль, допустим, вы работали в ритейле, а хотите работать в телекоммуникациях. И все это с ростом карьеры. Исходя из этих амбиций и нужно принимать решения.
Возвращение тоже лучше планировать. В компании у меня было устная договоренность, что меня ждут назад. Конечно, без 100-процентных гарантий. Ради меня не дер- жали какую-то позицию, чтобы через год я ее занял. Тем, кто выбирает именно такой путь и хочет вернуться в свою корпорацию, но на более выгодных условиях, могу посоветовать достичь каких-то договоренностей еще "на берегу". Также можно посмотреть, есть ли среди руководства выпускники с MBA, поговорить с ними. Но вообще переживать о трудоустройстве после хорошей бизнес-школы я бы не стал. В России выпускники западных топовых бизнес-школ типа моей, IMD или INSEAD, Гарвардской, Стэнфордской ценятся (впрочем, как и везде). Но у нас это редкость, поэтому такие люди практически всегда получают хорошие "офферы" в крупных корпорациях и занимают руководящие позиции. Я, например, сразу удвоил зарплату и довольно быстро покрыл все издержки на обучение. Кстати, поэтому я удивлялся своим русскоговорящим "однокашникам", которые предпочли остаться в Европе: ведь после нашей школы в России намного больше возможностей.
БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА
Карьера — это прекрасно, но что делать, если 94 % людей периодически подумывают о смене профессии, а 56 % точно хотят ее поменять? Таковы данные портала hh.ru. Но, как обычно, когда речь идет о сенсационных цифрах, все не совсем так драматично, как кажется. Чаще периоды острого недовольства работой связаны или с вхождением в профессию или с кризисами, неизбежными в любой деятельности. В первом случае студенческие иллюзии сталкиваются с реальностью и возникает диссонанс. А во втором — накопившаяся усталость приводит к выгоранию, на фоне которого любая деятельность, в том числе профессиональная, приносит негативные эмоции.
ПОЧЕМУ ПРОФЕССИЯ ПЕРЕСТАЛА НРАВИТЬСЯ?
- Изначально вуз (колледж) был выбран ошибочно: под влиянием родителей, за компанию с друзьями, из-за местоположения, высокой стипендии, низкого проходного балла и по другим причинам, не имеющим отношения к профориентации.
- Вы сами переросли те преимущества, за которые выбрали профессию, из-за чего она вам нравилась, повзрослели, изменили свои взгляды на жизнь.
- Трансформировался сам рынок труда, вам приходится на это реагировать (простой пример — профессия бухгалтера раньше была массовой, а сейчас ее планомерно автоматизируют, и людям приходится менять специальность).
- Наконец, вы решили осуществить свою давнюю мечту или внезапно раскрыли в себе некий потенциал, который хотите монетизировать.
ПЕРЕПОДГОТОВКА VS ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
Рынок образования сегодня переживает взрывной рост. Одним из следствий этого стала некоторая размытость понятий. Школы, курсы, академии — все выдают дипломы будущим «профессионалам». Если сосредоточиться на получении новой профессии, то можно полагаться на следующие ориентиры (подсчитано в «Консультант.Плюс»).
Повышение квалификации.
До 72 часов — краткосрочное обучение (простой навык), до 100 часов — тематическое (одна функция), свыше 100 часов — длительное (несколько функций). Не дает новой профессии, цель — усилить и расширить имеющиеся компетенции.
Профессиональная переподготовка.
Свыше 500 часов — новая или более высокая квалификация, свыше 1000 часов — новая профессия.
ЕСЛИ ЦЕЛЬ — ПЕРЕУЧИТЬСЯ
Здесь два варианта: профессиональная переподготовка или второе высшее.
Профессиональная переподготовка не требует базового высшего образования, достаточно среднего или специального, а иногда требования к образованию совсем не выдвигаются. Обучение может длиться от пары месяцев до двух лет. Как правило, стоимость переподготовки сравнительно невысока (десятки тыс. рублей).
Второе высшее образование (бакалавриат) — затея более затратная, во всех смыслах. Учиться придется интенсивно, как в студенческие годы, сдавать экзамены, а если вы уже от этого отвыкли, будет тяжело. Цены на второе высшее исчисляются уже сотнями тысяч рублей, правда, у некоторых категорий граждан есть льготы (например, у военных).
Вывод первый: не стоит бросать работу при малейшем недовольстве, оно может быть связано с другими причинами, и смена профессии не решит проблем.
Вывод второй, противоположный: недовольство профессией иногда может привести к позитивным изменениям в жизни, но прежде чем сгоряча «бросать все», лучше пообщаться с психологом и/или с карьерным консультантом, чтобы процесс перехода был плановым.
Александр Кузнецов
был бухгалтером — стал массажистом
«ОТКРЫЛ В СЕБЕ НОВЫЕ ТАЛАНТЫ»
Профессии "бухгалтер" я отдал 20 лет. В своей карьере был вполне успешен — работал главбухом известного вуза, нескольких крупных компаний. Но чем старше становился, тем больше возникало ощущение бессмысленности того, чем я занимаюсь. Ведь человек для учета в принципе не нужен — недаром бухгалтерия сегодня вовсю автоматизируется. А мне все больше хотелось приносить пользу реальным людям. Помог случай. Во время выезда на природу у подруги заболела спина, и она попросила размять ее. После массажа удивилась: "Тебе бы массажистом работать, а не бухгалтером!" Мы посмеялись, но я не мог выбросить ее слова из головы. И понял, что хочу заняться массажем профессионально.
Уволился из офиса, оставил несколько клиентов, работающих "на упрощенке". По деньгам, конечно, пришлось ужаться, но на жизнь хватало. Окончил курсы массажа, планировал снять кабинет для частной практики. Но из-за ковидных ограничений эту идею пока пришлось отложить. Работаю на дому и выезжаю к клиентам — как на дом, так и в офис. Возможность размять шейно-воротниковую зону без отрыва от работы пользуется большим спросом, в том числе и у моих бывших коллег. До уровня дохода главбуха мне еще далеко — зато я доволен своей работой. Для меня огромная радость — видеть, как людям после массажа становится легче.
Ольга Ярыш
была юристом — стала реабилитологом
«В ПЛАНАХ — ВТОРОЕ ВЫСШЕЕ, МЕДИЦИНСКОЕ»
Профессию юриста я не выбирала. Точнее, выбирала не я. Родители сказали: "юрфак", значит, юрфак. Одновременно с работой я серьезно занималась спортом — бегала марафоны, тренировалась в зале, фехтовала. Но потом попала в аварию, и травма лишила меня единственной самореализации в жизни — спорта. А работа была для меня лишь способом зарабатывать деньги.
И тогда я решила —раз я не могу сама быть спортсменом, буду помогать другим. Таким же поломанным и растерянным. Так я стала осваивать профессию спортивного реабилитолога. Сначала — курсы массажа, потом — медицинское училище. Теперь в планах расти дальше — получать второе высшее (медицинское) по специальности врач-реабилитолог. А параллельно с этим — еще одно, психологическое. Потому что знаю по себе — спортсменам после серьезной травмы нужно помогать не только встать на ноги, но и обрести новый смысл жизни.
УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКИ
Тренд на Lifetime Learning породил не только взрыв в сфере Ed-Tech и экспоненциальный рост в традиционном оффлайновом образовании. Он еще и актуализировал профессию коуча и карьерного консультанта. Если человек постоянно учится и периодически меняет функции, отрасли, специализации, профессии, совершенствует свои hard skills и soft skills, то должны быть и люди, которые помогут сориентироваться в бескрайнем море вариантов профессиональной подготовки и переподготовки. И такие люди есть.
Параллельно с ростом индустрии обучения растет и спрос на людей «вспомогательных образовательных профессий». Только за последний год количество объявлений об услугах коучинга выросло на 91 % (по данным газеты «Коммерсант», март 2021). Сам рынок коучей, бизнес-тренеров и карьерных консульантов в России пока неопределенный. Людей, сертифицированных в ICF Russia (официальном представительстве международного «профсоюза» коучей), на 2020 год было не так много — 350 человек. Но, судя по всему, это капля в море, и реально практикующих специалистов на порядок больше.
Хорошая новость для психологов и педагогов, которые хотели бы, не отказываясь от профессии, сделать новую карьеру: спрос на тех, кто помогает людям в профориентации и в учебе будет только расти в обозримом будущем. А идеальный кандидат на эту должность — женщина средних лет. По данным SuperJob (декабрь 2020 г. — февраль 2021 г.), среди соискателей на позицию коуча женщин — 63 %, а средний возраст — 41 год.
И еще один неожиданный поворот: если раньше в педагогические вузы студенты шли по остаточному принципу, а престиж профессии учителя был невысок, то теперь правила игры меняются. С ростом образовательной отрасли выявилась нехватка методистов, администраторов, преподавателей. Профессия педагога обрела второе дыхание. По данным сер- виса «Работа.ру», число вакансий учителей и воспитателей выросло на 82% (РБК, февраль 2021).
Мария Дука
была предпринимателем, стала психологом
На момент, когда я решила пойти учиться на психолога, я три года занималась бизнесом, а вообще у меня инженерное образование и кандидатская степень по физике. Я пошла учиться для себя на телесно-ориентированного терапевта, а потом решила, что хочу сделать это своей профессией. Нашла вуз, где преподаватели вели лекции вживую, это было важно для меня. Взяла себе два курса сразу — "Психолог-консультант" и "Новый подход к процессуальной терапии". Каждый вечер у меня были лекции, а по утрам и днем я училась и отрабатывала навыки. Мозги с непривычки скрипели, тут и общая психология с преподавателем МГУ, и дифференциальная, и клиническая, и забытое слово «экзамены». Но я очень довольна тем, что решилась на перемены. Сейчас занимаюсь любимым, хоть и непростым делом.
Екатерина Шлыкова
психолог-консультант
Тем людям, которые хотят в зрелые годы поменять свою профессию, изменить свою жизнь, я посоветовала бы, во-первых, не кидаться в крайности. То есть, не бросать работу и привычный образ жизни с ходу, не стремиться кардинально все поменять за один день. Это может быть травматично, а в стрессе трудно учиться. Лучше это делать маленькими шагами — минимизировав таким образом нагрузку, можно даже быстрее прийти к желаемым результатам. Во-вторых, не бояться изменений, не бояться что у вас "не тот возраст". В свои 35–40–50 вы ничуть не глупее 20-летних студентов, а в плане мотивированности даже превосходите их. Мне очень нравится высказывание одного психотерапевта: когда его спросила женщина, не поздно ли ей в 45 лет идти учиться, ведь закончит обучение она уже в 50 лет, он ей ответил, что 50 лет ей исполнится в любом случае, будет она учиться или нет. Думаю, об этом надо напоминать всем сомневающимся — с обучением вы ничего не теряете, только приобретаете. И знания — это ценность в любые годы!
ВЗРОСЛЫЕ УЧАТСЯ:
РАДИ ЧЕГО И КТО ИЗ ОКРУЖЕНИЯ В КУРСЕ? ИССЛЕДОВАНИЕ РЕДАКЦИИ
Наверняка, в вашем окружении много людей, которые активно учатся. Личное мнение всегда интереснее статистики. Мы в редакции решили поспрашивать своих студентов — друзей и знакомых, — и вот, что нам ответили.
ВСЕМ РАССКАЗАЛА О СВОЕЙ УЧЕБЕ. А ЧТО СКРЫВАТЬ?
25 человек приняли участие в блиц-опросе
- сменить профессию — 11
- для карьерного роста — 5
- реализовать мечту — 3
- ради диплома — 3
- для себя — 3
НЕ БЫЛО СИЛ ВСЕМ ОБЪЯСНЯТЬ, ПОЧЕМУ Я В 30 ЛЕТ РЕШИЛА СМЕНИТЬ ПРОФЕССИЮ
КОМУ ВЫ СКАЗАЛИ, ЧТО УЧИТЕСЬ?
- ДРУЗЬЯМ - 17
- РОДСТВЕННИКАМ - 16
- КОЛЛЕГАМ - 12
- РАБОТОДАТЕЛЮ - 12
- НИКОМУ - 1
НЕ ГОВОРИЛ РАБОТОДАТЕЛЮ, ЧТОБЫ ЕГО ОТНОШЕНИЕ КО МНЕ НЕ ИСПОРТИЛОСЬ, ЧТОБЫ ОН НЕ ДУМАЛ, ЧТО ТЕПЕРЬ Я МЕНЬШЕ ВРЕМЕНИ УДЕЛЯЮ РАБОТЕ
КАКОВО БЫЛО ОТНОШЕНИЕ ВАШЕГО РАБОТОДАТЕЛЯ?
- 5 Положительное
- 3 Равнодушное
- 4 Скептическое