Частью нашей новой реальности стал тренд на самопрезентацию в публичном пространстве. Но при этом кто-то в режиме нон-стоп постит в соцсетях свои завтраки и сцены счастливой семейной жизни, а кто-то продвигает личный бренд в качестве профессионала. О различиях между нездоровым эгоцентризмом и осмысленной публичностью мы поговорили с экспертами по психологии и выстраиванию коммуникационных стратегий.
В ГЛАВНОЙ РОЛИ — Я!
Даниял Ибрагимов
психотерапевт, кандидат медицинских наук, основатель центра «Элементарно»
Последние десять лет я наблюдаю тенденцию к постоянной документации своей жизни в интернете. Несмотря на то что сейчас это общий тренд, которому следуют многие, такое поведение изначально характерно для людей с определенными расстройствами личности, для которых крайне важно мнение окружающих, одобрение извне.
Обычно такая модель поведения складывается под влиянием детских психотравм, когда ребенок страдает от дефицита внимания, любви, заботы, либо когда от него постоянно требуют поведения, которое ему несвойственно. Во взрослые годы такой личности необходимо постоянное внешнее подкрепление, у нее настойчивое желание быть в центре внимания. Часто такие люди имеют склонность к перфекционизму ― не только выставлять свою жизнь напоказ, но и презентовать ее в идеальном виде.
Их жизнь ― это нескончаемый сторителлинг о самом себе. Причем со временем такой человек начинает ассоциировать себя с той фейковой личностью, которую он выстраивает. Это небезопасно, так как приводит к невротическому состоянию. Объективная реальность рано или поздно вскрывает тот факт, что роли, которые играет человек, не совпадают с тем, что он из себя представляет на самом деле.
НИКОГДА ТАКОГО НЕ БЫЛО
Желание пустить людям пыль в глаза ― не порождение цифровой эпохи. То, что в психологии называется «демонстративным поведением», хорошо известно человечеству с давних времен. Вспомнить хотя бы классический эпизод из фильма «Унесенные ветром», где Скарлетт О’Хара шьет платье из портьеры, чтобы Рэтт Батлер не догадался о ее бедственном положении. А роман «Ярмарка тщеславия» Уильяма Теккерея так и вовсе посвящен похождениям разного рода самозванцев.
Но больше всего параллелей к нашему поведению в соцсетях можно найти на картине П. Федотова «Завтрак аристократа» (1850). Одетый в шелка молодой человек в комнате, заполненной знаками роскоши, включая меню из ресторана с надписью «устрицы», прячет под книгой свой реальный завтрак ― кусок черного хлеба. Имидж ― это наше всё!
CONSPICUOUS CONSUMPTION — ТЕРМИН, КОТОРЫЙ ОПИСЫВАЕТ ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ РОСКОШИ КАК В ОНЛАЙНЕ, ТАК И В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ. SHOWMANCE (SHOW & ROMANCE) — ПУБЛИЧНАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ В ИНТЕРНЕТЕ СВОИХ ЛИЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ЧАСТО В ПРИУКРАШЕННОМ ВИДЕ
ПУБЛИЧНОСТЬ ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА
Наталья Дыбина
руководитель агентства стратегических коммуникаций MASSEFFECT AGENCY
― Нужно ли современному человеку демонстрировать свою жизнь в интернете или это просто дань моде?
― Если вы профессионал и занимаетесь бизнесом, то без активного присутствия в интернете и соцсетях не обойтись. Как говорится, если вас нет в сети, то вас нет и на рынке, потому что люди покупают у людей ― это аксиома современного маркетинга. Потребитель товара или сервиса принимает решение, ориентируясь не только на само предложение, но и на бренд продавца. В случае с представителем компании или с экспертом, предлагающим свои услуги, ― это личность продающего человека. Людям важно видеть, какие у него ценности, какие он транслирует смыслы. И затем эти смыслы проецируются на компанию, на товар, на услуги.
― Где границы допустимого во внешних коммуникациях, нужно ли публиковать личные фото, видео?
― Кто-то считает правильным и допустимым, чтобы публичная деятельность велась строго в профессиональном формате. Кто-то уверен, что личные фото и видео добавляют образу человечности. Сказать, что есть единственный рецепт, как именно поступать, ― нельзя. Каждый выбирает для себя, у каждого свои границы допустимого. С точки зрения ведения экспертной коммуникации с аудиторией я советовала бы делать больший упор на профессиональные моменты и аккуратно вплетать их в свою персональную историю. Вести соцсети в формате «только бизнес и ничего личного» ― это не совсем правильно с точки зрения психологии восприятия. Должен быть баланс: практика подсказывает, что хорошо работает пропорция 70 на 30. Где 70 % это всё, что связано с бизнесом даже косвенно, а 30 % ― это жизненные истории, но не переходящие границы глубоко личного.
― Как определить степень своей открытости для аудитории?
― Многое зависит от вашей сферы деятельности. Здесь можно просто примерить ситуацию на себя. Хотелось бы вам знать, какого цвета пижама у эксперта, которому вы хотите доверить, например, свои финансы? Вряд ли. А если это эксперт по стилю и моде ― то почему бы нет? Но есть и общие правила. То, что приемлемо дома, с мужем, с ребенком, с друзьями, не подходит для широкой и незнакомой вам аудитории. Эту грань стоит четко понимать и лишний раз подумать, прежде чем публиковать сомнительные кадры. Плюс надо всегда помнить: то, что появилось в интернете, ― навсегда останется в интернете. И если сегодня вы что-то опубликовали под влиянием эмоционального порыва, это может всплыть самым неожиданным образом лет через пять, и не всегда в плюс к вашей репутации.
― Как вести активность в соцсетях, если вы сотрудник компании? Как не допустить конфликта интересов?
― Если мы говорим о сотрудниках, и особенно о специалистах, которые представляют свою компанию во внешних коммуникациях, то стоит помнить: всё, что вы делаете публично, будет восприниматься как часть бренда вашей организации. Всё, что вы транслируете в соцсетях, автоматически отразится на имидже фирмы. Как ни хотелось бы сказать, что персональная страница, ваш канал или блог ― это ваше индивидуальное дело, так не бывает. Ваш личный бренд должен находиться в гармонии с брендом компании. Так что во избежание репутационных проблем свое мнение по острым вопросам, особенно если оно эмоционально окрашено, лучше на публику не выносить. А эксцентричную или провокационную самопрезентацию оставить до тех времен, когда вы будете работать на себя. У каждого из нас есть свое мнение, каждый имеет на него право, но есть грань разумного и рамки профессионализма.
― С чего начать выстраивать свой личный бренд, что самое важное в этом процессе?
― Главные вопросы при выстра- ивании личного бренда ― зачем и для кого вы собираетесь выстраивать коммуникацию. С этого всё начинается и на этом всё строится. Что касается методик построения личного бренда, исходить нужно из того, чего именно вы хотите достичь. Если ваша цель — сделать себе имя как бизнес-эксперту, то нужно делать упор на бизнес, на экспертизу, на компетенции. Обязательно рассказывать о сделанных проектах, о кейсах, о событиях в отрасли. Но в любом случае у каждого из нас в процессе работы складывается некий бренд. У кого-то он продуманный, у кого-то нет, у кого-то он в рамках своей индустрии, а у кого-то в рамках целой страны. Даже когда репутация возникает сама собой, по типу сарафанного радио, то это тоже личный бренд.
― Надо ли планировать коммуникации, какие инструменты можно и нужно использовать?
― Для выстраивания профессионального личного бренда и коммуникационных стратегий план обязателен. Он включает в себя публикации в СМИ, в соцсетях, активность в качестве спикера на мероприятиях, а также другие форматы: участие в эфире коллег по отрасли, отработку новостной повестки. Когда четко обозначена цель и понятна аудитория, то под это подбираются конкретные медиа-инструменты, в процессе работы делаются замеры, выясняется, насколько правильно подобраны площадки, корректно ли определена аудитория, соответствует ли стратегия поставленной задаче.
― Можно ли полностью доверить построение личного бренда сторонним специалистам?
― Безусловно, профессиональная поддержка помогает. Но главную работу всё равно делает сам человек. Не все готовы к серьезному труду по выстраиванию личного бренда, потому что для этого нужно немало времени, усилий и крепкая нервная система. В моей практике были люди, которые хотели стать медийными лицами или выступать от имени своей компании, но изначально не понимали, на что они идут. Недооценивали свои трудозатраты, не были готовы отрабатывать комментарии, в том числе негативные, оперативно отвечать журналистам. Внешние коммуникации требуют большой самоотдачи, это как вторая работа. И никакой PR-специалист не сделает ее полностью за вас, потому что в процессе этой работы нужно показать именно вашу личность ― без этого личный бренд не состоится.